Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница, 19.04.2024, 06:11
МОУ Лицей с.Хлевное
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
ВКЛЮЧИТЬ ВЕРСИЮ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Категории каталога
Информатика [12]
Методические материалы по информатике
Начальная школа [10]
Конспекты уроков, мероприятий ...
География [5]
Конспекты уроков, презентации ...
Русский язык и литература [3]
Конспекты уроков, презентации ...
Математика [4]
Методические разработки учителей математики
Иностранные языки [3]
Методические разработки учителей английского и немецкого языка.
Технология [3]
Разработки учебно-методических материалов по технологии.
Наш опрос
Оцените качество образования и воспитания в лицее
Всего ответов: 80
Главная » Файлы » Методическая копилка » География

Путешествие по природным зонам Африки. 7 класс.
[ Скачать с сервера (243.8 Kb) ] 11.01.2009, 22:00
Урок географии в 7 классе
Учитель высшей квалификационной категории Щербатых Наталия Ивановна.
МОУ лицей с.Хлевное.

Тема урока: Путешествие по природным зонам Африки» (повторительно-обобщающий урок – групповые формы работы по заданиям исследовательского и творческого характера).

Цели: осмыслить и систематизировать полученные учащимися знания по природным зонам Африки, углубить и расширить представления о материке, продолжать формирование умений самостоятельно работать с источниками географической информации, обобщать, систематизировать и классифицировать материал; развивать творческие способности учащихся.

Оборудование: атласы, физическая карта полушарий, компьютерная презентация к уроку, мультимедийная установка (ноут-бук, экран, проектор), творческие работы учащихся.

ХОД УРОКА.


I. Оргмомент.

Слайд с темой и эпиграфом урока.
 
II. Вступительное слово учителя.

- Я рада приветствовать вас в нашем турагентстве «Вокруг света». Наше агентство поможет вам совершить воображаемое путешествие в любой уголок нашей планеты. Сегодня специалисты нашего агентства вернулись из экспедиции по литературным источникам, не забыв при этом заглянуть в интернет, и привезли интересные и содержательные материалы о природных зонах Африки. Это и станет темой нашего урока – путешествие по природным зонам Африки. 
  Агентством были направлены три экспедиции:
 Первая – во влажные экваториальные леса,
 Вторая - в зону саванн,
 Третья посетила пустынные территории Африки.
  Целью экспедиции стало собрать и исследовать материал о природных зонах Африки и представить его.
  Здесь хочется вспомнить удивительно точные слова Н.Корочанцева: «Географ должен воспринимать ландшафт всеми пятью чувствами. В пустыне он видит гряды барханов, слышит звон цикад, осязает ступней сыпучий песок, чувствует запах полыни и ощущает во рту ее горечь». Эти слова будут эпиграфом нашего урока.
  Перед тем как отправиться в путешествие, не забудьте, что настоящие географы никогда не остаются равнодушными к делу охраны природы. 

  ЗАДАЧА: слушая отчеты своих коллег, выявить проблемы природы Африки, вызванные антропогенным воздействием (деятельностью человека). Форма записи – произвольная.
Итак, в путь, который ведет нас в экваториальный лес.

Слайд «Влажный экваториальный лес»

III. ОТЧЕТ ПЕРВОЙ ГРУППЫ.

1-й учащийся. Влажные экваториальные леса - Гилея.
«Гилея» в переводе с греческого означает лес. Она расположена по обе стороны от экватора в бассейне реки Конго и вдоль Гвинейского залива. В этой природной зоне вечное лето.
Жаркий климат и обилие влаги способствуют развитию густой вечно зелёной древесной растительности. Экваториальные леса растут в несколько ярусов. Верхний ярус (35 - 50 м) составляет сейба. Это огромное дерево с дисковидными корнями, отходящими от ствола. Много деревьев встречается и с ходульными корнями, напоминающие лапы огромных пауков. Стоят, не шелохнувшись, деревья - великаны, точно колонны, подпирающие небесный свод. Именно они придают тропическому лесу таинственность - величие. 
Слайд «Водопад в экваториальном лесу»

  В среднем ярусе растут различные пальмы:
1. Масличная - в период дождей даёт до 15 литров сладкого сока; 
2. Пальма рафия, к которой африканцы относятся особенно трогательно. Секрет такого отношения в 10 - 12 метровых листьях. Пигмеи покрывают ими свои хижины, из волокон плетут ткани, шляпы, корзины.
3. Удивительно и Эбеновое дерево, которое тонет в воде, цвет его древесины бурый, чёрный или зелёный из него делают мебель.
В нижнем ярусе растут фикусы, бананы. Это многолетняя трава вырастает в высоту 7-8 метров, всего за 10 месяцев. Здесь растут не только высокие, но и самые длинные растения это лианы. Их длина достигает более 100 метров. Лианы удерживаются на других растениях при помощи цепляющих побегов, шипов, усиков. Они делают лесную чащу не проходимой.
Встречаются здесь растения - паразиты, например, ранффлензия. Оно присасывается к корню деревьев.
Экваториальный лес - уникальная среда обитания для многих живых существ.
Только древесных форм насчитывается до 3000 видов, не считая кустарников, лиан и трав. Первые впечатления от экваториального леса - это хаос в природе, душно. Гниют огромные упавшие деревья, преют листья, всюду сырость и полумрак. Солнце не проникает сквозь завесу буйной растительности. Ни малейшего ветерка.

Слайд «Животные гилеи»

2-й учащийся. Животный мир экваториального леса.
Ярусность у растений помогает найти свою нишу огромному разнообразию животных. В верхних ярусах, где сосредоточена вся зелень, где много цветов, плодов, семян, много и потребителей - это насекомые, миллионы видов птиц, обезьяны. В нижнем ярусе леса встречаются пасущиеся виды. Это мелкий африканский оленек, кистеухие свиньи, родственники жирафа-окапи. У берегов водоёмов встречаются редчайшие животные на Земле - карликовый бегемот, ростом всего 80 см. Крупных хищников здесь нет, самый крупный здесь леопард. Однако здесь есть свои рекордсмены. Это лягушка-голиаф - самая крупная лягушка в мире, длина её 35 см, вес 3,5 кг. Ахатина - самая крупная улитка, длина её достигает 38 см, вес 900 грамм. т
 Но, наверное, нет на свете интереснее животных, чем обезьяны. Самый ближайший к нам родственник - шимпанзе. У нас с ним поразительно схожие анатомо-физиологические признаки, даже болезни и группы крови одинаковы. Зубов, как и у нас 32, рост около 170 см, вес 80 кг. Шерсть состоит из примерно такого же количества волос, как и тело человека. Торс тоже сходен, правда, у шимпанзе 13 пар рёбер, а у человека 12. Шимпанзе не выносит громких воплей, кроме собственных. По 6-8 часов в сутки обезьяны тратят на кормёжку, за 3 - 4 часа обезьяна съедает больше, чем человек за сутки. В полдень они устраиваются на деревьях и отдыхают. За день обезьяны проходят до 50 км.

Слайд «Животные в лесу»

3-й учащийся. ВЫРУБКА ЭКВАТОРИАЛЬНЫХ ЛЕСОВ.
Влажные экваториальные леса занимают небольшую часть поверхности Земли. Они играют особую роль. Эти «зеленые легкие» Земли вырабатывают около трети кислорода, содержащегося в атмосфере. Их уничтожение вызовет необратимые экологические последствия. Рост содержания углекислого газа в атмосфере в результате вырубки лесов уже через 40 лет может привести, как считают некоторые ученые, к повышению средней температуры в мировых масштабах на 2° С, что усилит возможность таяния обоих полярных шапок - Антарктиды и Северного Ледовитого океана. Это в свою очередь, грозит затоплением миллионов гектаров низинных земель во всем мире. Кроме того, лес играет важную роль хранителя почв, сдерживающих наступление пустынь. Уничтожь растительный покров - нарушится сезонный цикл дождей, обмелеют реки, землю разъест эрозия. Между тем, уже сегодня сведение экваториальных лесов приняло угрожающие масштабы. Каждый год в мире уничтожается 11 миллионов гектаров джунглей - площадь, равная четырем Бельгиям.
Ряд африканских стран уже осознали всю серьезность последствий столь интенсивной вырубки лесов. Так, например, в Республике Конго леса сохранились лишь на 60% площади. Государство контролирует заготовку и экспорт древесины, лес восстанавливается, высаживают эвкалипты. В государстве Центральной Африки (Заир, Конго, Габон, Камерун) создаются новые национальные парки с целью сохранения экваториальных лесов.

IV. Слово учителя.
– Чтобы получить скидку на этот тур, я приглашаю вас поучаствовать в мини-викторине, которую подготовила ученица нашего класса Семенихина Люба.

Викторина.
1. Она дважды пересекает экватор и пробивает себе дорогу через болота и джунгли. Что это?
2. Жесткие, плотные, словно лакированные… Что это и почему?
3. Обнимая хозяина, вьюсь,
Лезу вверх, высоты не боюсь
И, с хозяином так обнимаясь,
Я все выше и выше взбираюсь,
Чтоб гирляндой потом с высоты ниспадать.
Кто я есть? Попытайся, знаток, угадать.
4. Когда деревья экваториального леса сбрасывают листву?

  Перминова Рита разработала рекламный проспект гилеи. 
(представление рекламного проспекта)

- Вторая группа экспедиции работала в саваннах. Итог этой работы нам представят Дуванов Дмитрий и Ефанов Алексей.


V. ОТЧЕТ ВТОРОЙ ГРУППЫ.

Слайд «Саванна»

1-й учащийся. Природа африканской саванны.
Название «Саванна» происходит от испанского «сабана» что значит дикая первобытная равнина. По внешнему виду - это высокотравная степь с редкостными деревьями. Зона саванн как гигантская подкова огибает африканский дождевой лес, занимает
Около 40% площади.

Слайд «Красная саванна»
 
Основная черта природы - сезонность. В сухой сезон ветер приносит песчаную пыль, высушивает почву, травы высыхают, деревья сбрасывают листву. В сезон дождей вся природа оживает. Природа саванн уникальна, из видового состава растений здесь преобладают ксерофиты, т.е. растения сухих мест обитания.
Изучая и исследуя эту природную зону я выбрал самое-самое из органического мира.
Итак, самые светлые заросли из акации, так как у них листья мелкие и повёрнутые ребром к солнцу.

Слайд «Баобаб»

Самое удивительное дерево - баобаб. Высота их 25м, ствол очень толстый, обхват - 45м, верхушки такого ствола венчают раскинутые во все стороны крупные ветви, образуя крону до 50м в диаметре. У африканских народов существует такая легенда. Творец, создав это дерево, посадил его во влажной почве у реки. Баобаб стал жаловаться на сырость. Тогда Творец пересадил его на склон горы, но и здесь было ему неуютно. Рассердившись, Творец вырвал его из земли и бросил, оно упало на сухую землю саванн, и с тех пор растет вверх корнями.
Живут баобабы до 5000 лет. К засушливому сезону накапливают влагу до 120 литров. Древесина его мягкая, пористая, часто поражается грибками, вредителями, так образуются дупла. Были найдены дупла, в которых можно разместить сразу 30 человек.
Своеобразно умирают баобабы. Они постепенно оседают и распадаются на волокна, которые образуют на поверхности земли холм. 

Слайд «Саванна с водоемом»

Самое высокое злаковое - слоновая трава, достигает до 8 м, её очень любят слоны, поэтому оно так и называется.

Слайд «Животные саванны»

Интересен и животный мир саванн - самые крупные животные обитают именно здесь:
Слон африканский самое крупное наземное млекопитающее, высотой до 4-х метров, весом до 12-ти тонн.
Жираф - самое высокое животное на Земле. Его рост может достигать 5,5 метров; вес -1 тонну, а длина шеи около 3-х метров. Бегает жираф со скоростью 60 км/ч, обладает чутким слухом и острым зрением. Дремлют жирафы стоя, бывает - спят по настоящему, положив, голову на спину, но спят очень не долго -минут 5. Древние египтяне считали жирафов потомками верблюдов и леопардов.
Страус - самая крупная птица, его рост достигает 2,6 метра; вес более 100 кг.
Фламинго - птица с самой длинной шеей и самыми длинными ногами.
Самые огромные постройки способны воздвигать термиты до 12 метров высотой и 3 метра шириной.
Слайд «Пейзажи саванн, животные саванн»

К сожалению, природа саванн сильно страдает от антропогенного вмешательства человека. Многие районы саванн теперь используются для скотоводства, и дикие формы жизни там полностью исчезли. Впрочем, в африканской саванне имеются огромные национальные парки, где дикие животные живут до сих пор.

2-й учащийся. Представление итогов исследовательской работы :
Сравнительная характеристика степи Русской равнины и саванны приэкваториальной зоны Африки.

Слайд с основными положениями исследовательской работы.
Содержание слайда:
Степи Русской равнины.

•Географическое положение. От Кантемировского района Воронежской обл. до предгорий Кавказа.
•Рельеф. Равнинный, местами с курганами и холмами. Эрозионный.
•Климат. t июля - +21 – 23 C, t января - -10 – 20 С. ГКО – 400мм, засушливый.
•Почвы. От типичных чернозёмных до каштановых.
•Растительность. Разнотравье. Типчако-ковыльные и полынные степи.
•Животный мир. Мелкие - грызуны, лисица, волк; жаворонки и степные куропатки.

Саванны приэкваториальной зоны Африки.

•Географическое положение. По обе стороны экваториального леса.
•Рельеф. Плоская равнина. Эродированные земли.
•Климат. t июля - +24 C. t января - + 24 С. ГКО – 250 – 500мм. Засушливый.
•Почвы. Красные ферралитные.
•Растительность. Высокотравье с редко стоящими деревьями: баобабами, пальмами масличной и дум.
•Животный мир. Крупные – жираф, антилопы, носорог, слон, бегемот.

Слайд «Пейзаж степи Русской равнины
и саванны приэкваториальной зоны Африки».
Содержание слайда:
ВЫВОД. 
Т.о., исследуемые территории имеют черты сходства в рельефе, летних температурах, в недостатке увлажнения и высокой степени антропогенного вмешательства. 
  Различие состоит в географическом положении, климатических условиях зимы, контрастных типах почв и представителях флоры и фауны.

Учащийся: 
- Изучая африканскую саванну, я решил сравнить ее со степной зоной русской равнины. 
Объектом исследования стали саванны приэкваториальной зоны Африки (показ на карте) и степь, простирающаяся от Кантемировского района Воронежской области до предгорий Кавказа (на карте). Используя атласы «Природа России», «Атлас Воронежской области», наш школьный атлас материков и океанов, я сравнил эти территории по основным признакам (слайд на проекторе):
 Географическое положение.
 Рельеф.
 Климат.
 Почвы.
 Растительность.
 Животный мир.
В ходе исследования я установил, что данные территории имеют черты сходства и различия. Сходство можно выделить в рельефе: обе территории равнинны, изменены антропогенным вмешательством, т.е. распаханы, используются как пастбища. Прослеживаются эрозионные формы рельефа. В климате саванны и степной зоны Русской равнины выделяется общая черта – это недостаточное увлажнение обеих территорий. Здесь же я заметил и яркие черты различия – это смена четырех времен года с отрицательными температурами зимой на территории Русской равнины и положительные, достаточно высокие температуры как в сухой, так и во влажный сезон в африканской саванне. Существенные различия есть и в типах почв, и в представителях флоры и фауны.

VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (Проводит физорг)

Я по Африке иду (ходьба на месте),
Замечаю на ходу,
Как над морем буйных трав
Шею вытянул жираф (руки вверх, потягивания).
У меня над головой (наклоны в стороны с поднятыми руками)
Пальма зашуршит листвой,
Но придется приседать (приседания),
Чтобы фиников набрать.
Вот вильвичия, турист (руки поочередно вытягивают вперед):
Левый лист, правый лист (руки в стороны).
А огромный серый слон (круг руками)
Посылает нам поклон (наклоны вперед).
Мы прогулку завершим (ходьба на месте)
И за парты поспешим (садятся на свои места).

VII. ОТЧЕТ ТРЕТЬЕЙ ГРУППЫ.

Слайд «Пустыни»

1-й учащийся. Великая страна Жажды.
Слово "Сахара" ассоциируется обычно с вечной жаждой, бесплодными просторами и, конечно, жарой.
Произнесите это слово вслух: не слышится ли в нём хрип человека, за¬дыхающегося от жажды и палящего зноя?
Сахара - самая большая пустыня мира, её площадь равна 7 млн. квадратным километрам. Но её песчаная поверхность занимает лишь малую часть, в основном это необозримые равнины, покрытые камнем и щебнем, есть и горные хребты.
А каковы ощущения человека, оказавшегося в Сахаре? Представьте от¬носительно прохладное утро и огромный огненный шар поднимающегося над пустыней солнца. Поднимается солнце - и раскаляется всё вокруг: воздух та¬кой, что кажется вырвавшимся из печи, к тому же он настолько сух, что обжи¬гает губы, и они начинают трескаться; песок становится так горяч, что лишь мозолистые ноги верблюдов выдерживают его жар, до камней едва можно до¬тронуться, и даже небо, ещё недавно бездонное, голубое, блекнет от жары. Но и это ещё не всё, если не сказать о ветре - этом великом и властном хозяине пустыни. Ветер может принести пыльные бури, а может подхватить страшный вихрь-самум. Горе каравану, застигнутому самумом в пустыне; караванщики говорят, что вместе с ним в пустыню прилетает смерть. Очень опасны в пус¬тыне песчаные вихри, порой они достигают огромных размеров. Нагреваясь от раскаленного песка, горячий воздух с силой устремляется вверх. Если при этом соседние участки менее нагреты, в воздухе создаются завихрения. Под¬нимаясь по спирали, вихрь увлекает за собой песок. Вращающийся песчаный столб, всё разрастаясь, с шумом несется по пустыне. Лучше с ним не встре¬чаться. Бывает, что несколько смерчей мчатся один за другим. Много часов они кружат по пустыне, сталкиваются, рассыпаются, рождаются вновь.

Слайд «Пустынный пейзаж»

  Таков день в Сахаре, но и долгожданная ночь не приносит облегчения. Удивительно, но на этой, казалось, всегда раскалённой земле человек страдает не столько от жары, сколько от холода. Нестерпимый зной (до +50 градусов С) сменяется пронизывающей ночной прохладой (до -18 градусов С). Таких рез¬ких перепадов не выдерживают даже камни. В полдень, в самую жару, иногда можно слышать громкий и отчётливый треск... Это лопается и разлетается на куски перегревшийся камень!
Словом, Сахара не самое удобное место для жилья. Однако кочевники-туареги вряд ли променяют контрастную суровость пустыни на другой климат. И всё-таки человек в пустыне предпочитает оазисы. Как ничтожно малы эти островки жизни в безбрежном океане пустыни! Оазисы - это прежде всего зе¬лёные перистые кроны финиковых пальм. Трудно перечислить, что значит фи¬никовая пальма для жителей пустыни - и тень, и пища, и строительный материал. Листьями пальмы покрыты жилища, из их волокон плетут циновки, вьют верёвки. Сказать проще, финиковая пальма обеспечивает жизнь.
Жизнь в пустыне хрупка, это подтверждают исследования погранич¬ных областей Сахары, в которых учетные находят русла засыпанных песком рек, следы прежней жизни. Пустыня растет, она постоянно угрожает африкан¬ским государствам, год за годом отнимая у них плодородные земли. Только объединение сил ученых всего мира поможет решить эту серьезную, пред¬ставляющую опасность не только для Африки, но и для всего человечества, проблему.

2-й учащийся. Удивительное племя тубу.

Слайд «Каменистая пустыня»
  Тубу живут в самом сердце пустыни Сахара на безводном высокогорном плато Тибести, где нет даже песка, так как его уносит знойный ветер пустыни.
  Ученые считают, что тубу – древнейшие жители Африки. Ученых интересовало, чем питаются тубу, откуда у них такая фантастическая выносливость, ведь за день они могут преодолеть 90 км. пути по голой каменистой пустыне.
  Народы тубу живут очень долго, до глубокой старости сохраняют все зубы, детская смертность, по сравнению с другими народами Африки здесь очень низкая. Питание всего племени не меняется в течение всего года и состоит из настоянного на пустынных травах густого чая, нескольких фиников на обед, горсти проса, смоченного пальмовым маслом, и толченых кореньев на ужин. Однажды часть племени отправилась в дальний путь, с ними на «джипе» отправились ученые-медики. От усталости ученые уже не могли держать руль, а тубу неутомимо двигались вперед. После 40 км. пути ритм сердца у них почти не изменился.
  Мясо тубу не едят. Как они обходятся без животных белков? Для ученых это пока загадка. Эксперименты и микроскопы помогут решить еще одну задачу пустыни Сахара.

VIII. Экологический блок. (заставочный слайд блока)

Учитель: - Много интересной информации мы получили о сотрудников нашего агентства. По этим результатам мы соберем сборник творческих и исследовательских работ (размещаем в папку с файлами).
  Но вернемся к заданию, которое вы получили в начале урока. Какие экологические проблемы вы выявили?

Запись на доске.
1. Интенсивное сокращение площади лесов (гилеи).
2. Опустынивание; следствие – катастрофические засухи.
3. Охрана животных.
4. Загрязнение окружающей среды.

- Вопрос об охране природы очень важен, значим. Эту проблему приходится решать и нашим выпускникам на ЕГЭ. Мы рассмотрим этот материал на следующем уроке. А дома вы попытайтесь предложить свои пути решения этих проблем, что и будет вашим домашним заданием.
- А теперь давайте вернемся из далекой Африки к себе домой, на Родину. Может, какие-то экологические проблемы у нашей страны и Африканского континента общие? (Сокращение площади тайги, нехватка воды на Урале, эрозия почв …)

IX. Обобщение. Игра «Я знаю, что это такое».

Слайд-коллаж с видами Африки.

Учитель: - Изучая природные зоны, вы пополнили свой словарный запас новыми терминами и понятиями. Итак, игра «Я знаю, что это такое».
гилея
вади
«стреляющие камни»
самум
красно-желто-ферралитные
эрги
саванна
хамада
баобаб
серир

X. Итог урока.

Слайд с заставкой урока.

Свое стихотворение об Африке читает Ушакова Катя.

Есть на планете материк
Африкой зовётся он,


Категория: География | Добавил: liceum-hlevnoe | Автор: Щербатых Наталья Ивановна
Просмотров: 18570 | Загрузок: 1840 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 4.2/12 |
Всего комментариев: 6
6 никто  
0
тупость

5 вероника  
0
люблю путешествовать.

4 Валентина  
0
Спасибо! Интересная разработка урока.

3 Lyciy@mail.ru  
0
А как скачать презентацию??!!

2 Наташа  
0
Ну это понятно! А как скачать презентацию??!!

1 вера  
0
как тут можно скачать гилею растениее и животных

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
ВКЛЮЧИТЬ ВЕРСИЮ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Министерство образования РФ

Федеральный портал

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

единая коллекция цифровых образовательных ресурсов



Библиотека МОУ лицей с.Хлевное

Всем, кто учится
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024Хостинг от uCoz