Лицей с. Хлевное расположен в центре благоприятного социума состоящего из различных организаций. Хлевенская школа была основана в 1885 году. Лицей - единственное образовательное учреждение в районном центре, призвано удовлетворить образовательные потребности всех социальных слоев населения, причем не только своего муниципалитета, но и близлежащих. Для организации учебного процесса для обучающихся из близлежащих сел организован подвоз на автобусе.
Качество образования и воспитания – главная цель работы лицея, в котором создана своя модель профильного обучения, где государственно- общественное управление осуществляют и регламентируют: Совет лицея и Попечительский Совет. Общее количество обучающихся: 650 человека, 29 классов - комплектов. Общее количество педагогических работников: 83 человека. Материально-техническая база лицея хорошо оснащена. Для организации учебного процесса в лицее имеются прекрасные классные комнаты, учебные кабинеты, оборудованные в соответствии с современными требованиями к организации учебного процесса, спортивные, актовые и хореографический залы, богатая библиотека и медиатека, хорошо оборудованная столовая, медицинский и стоматологический кабинеты, и многое другое. Все компьютеры лицея, а их у нас 49, образуют единую сеть и подключены к сети Интернет. Закономерным результатом работы нашего союза взрослых и детей стали многие достижения. 2004 год – школе присвоен статус базовой школы по введению информационных технологий в учебный процесс. 2005 год - получила диплом лауреата областного конкурса "Школа года" в номинации "Инновационное ОУ". 2006 год - победа в конкурсе ОУ на получение президентского гранта в размере 1000 000 руб. в рамках ПНПО, присвоение статуса лицея. 2008 год - победа в конкурсе ОУ на получение президентского гранта в размере 1000 000 руб. в рамках ПНПО. Учебно-воспитательный процесс в лицее организован следующим образом: Приоритетное направление начальной школы - развивающее обучение по системе Л.В. Занкова, авторским комплектам учебников Н.Ф. Виноградовой, «Перспективной начальной школы», комплекту учебников «Гармония». Организовано раннее изучение иностранных языков (английского и немецкого) со 2 класса. В 2007 году лицей стал экспериментальной площадкой по введению шахматного образования в начальной школе, уже есть значительные результаты. Организовано раннее изучение информатики со 2 класса. На второй ступени «мягкое» профилирование за счет расширенного изучения ряда предметов, элективных курсов, исследовательской работы, кружковых занятий. Организованы классы естественно- математического и гуманитарного профилей. В 5-8 классах ведутся элективные курсы по математике, риторике, химии, биологии, физике, информатике, которые помогают обучающимся в дальнейшем правильно выбрать дальнейший профиль обучения. III ступень обучения представлена профильной школой. Кроме того, лицей дает возможность получения начального профессионального образования- (Водитель транспортных средств категории «в»). Профильную направленность обучения поддерживает организация дополнительного образования- в рамках элективных курсов, индивидуальных занятий кружков и секций. Все учащиеся с 1 по 11 класс получили возможность выбрать себе занятия во второй половине дня по душе: научные, спортивные, оздоровительные, познавательные, развивающие. Каждый лицеист посещает от 1 до 5 курсов в неделю. В лицее создано научное общество учащихся ( НОУ) для решения следующих образовательных задач: приобщение к экспериментальной и исследовательской деятельности, привитие навыков самостоятельной работы над научной проблемой, обучение практике публичных выступлений, получение более глубоких знаний по выбранному предмету. Итоги научно-исследовательской деятельности НОУ и кафедр подводятся на ученической научно-практической конференции, первая состоялась весной 2007 года. В этом учебном году в лицее уже прошла межрайонная конференции по разным предметным циклам «Старт в науку». Результат слияния основного и дополнительного образования неоспоримо высок – это победы в олимпиадах и универсиадах, результаты ЕГЭ, поступление выпускников в ВУЗы. На возможные возражения о неизбежной перегрузке учащихся, ответим, что новое наполнение образования при сохранении его фундаментальности усиливает практическую и жизненную направленность обучения Занятие любимым, интересным делом не увеличивает нагрузку на ребенка, а снижает ее, помогает повысить самооценку, почувствовать удовлетворение от работы. Тем более, что половина всех курсов - это занятия танцами, музыкой, спортом.
Одной из основных задач учебно-воспитательного процесса является – здоровьесбережение. С этой целью в лицее расширяется здоровьеохранное пространство. Введен третий час физкультуры, который используется для занятий плаванием, на первых районных соревнованиях лицеистам не было равных!!! Увеличилось количество спортивных секций во второй половине дня, что улучшает показатели достижений. Ежегодно наши ребята показывают хорошие и отличные результаты в районной спартакиаде школьников. На каникулах на базе лицея работает спортивно- оздоровительный лагерь.
Наша модель сельского лицея, реализующего идеи профильного обучения, подтвердила свое право на существование и активное внедрение. Мы считаем, что наш лицей на верном пути совершенствования содержания образования на основе интеграции основного и дополнительного образования с целью профилизации на всех ступенях обучения. Зам. директора лицея по УВР Н.И. Щербатых.