Тема урока: Берегите почву! Состав почвы. Почва и жизнь. (Текст «Что такое почва».) Цели урока: - формировать понятие «почва»; - познакомить с составом почвы и населяющими её живыми существами; - раскрыть роль почвы в жизни растений; - формировать элементарные представления об образовании почвы, о её разрушении в результате деятельности человека и мерах охраны; - уточнить и дополнить представления учащихся об огромной роли почвы в хозяйственной деятельности человека; - развивать познавательный интерес, навыки работы с текстом и методическим аппаратом учебника; обогащать словарный запас, кругозор; - прививать интерес к учебному предмету, воспитывать организованность, прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы. Ход урока. I. Оргмомент. Вот звонок нам дал сигнал – Поработать час настал.
II. Эмоциональный настрой. Речевая разминка. Актуализация знаний учащихся. Учитель: Есть просто храм, Есть храм науки. А есть ещё природы храм – С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь.
Святыня – это то, что является особенно дорогим человеку, любовно хранимым и чтимым.
- Как вы думаете, ребята, какую святыню природы можно назвать главной для человека? Без какой святыни природы его жизнь не представляется возможной? (Без земли.)
- Не догадываетесь? Тогда пусть вам поможет загадка:
Меня бьют, колотят, ворочают, режут, Я все терплю и всем добром плачу.
- Интересно, не правда ли, какая же это святыня, если её бьют, колотят, ворочают и режут? - Сдаетесь?
- Да. Это земля. Слово «земля» имеет много значений: • это и название нашей планеты, на которой мы живем; • это и суша как противоположность водному и воздушному пространству; • это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория. - Но мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле - матушке нашей кормилице или ... о чем? Каково её научное название? - Почва. - Да, это почва. Но всякую ли землю можно назвать почвой?
III. Сообщение темы урока. - Сегодня на уроке нас предстоит узнать, что такое почва, из чего она состоит, можно ли её отнести к живой или неживой природе, какое значение имеет почва для всего живого на нашей планете: растений, животных, человека.
IV. Работа над новым материалом. 1. - Итак, давайте уточним ключевое понятие урока и ответим на вопрос: что такое почва? Работа на с. 65 + дополнения учителя, записи в тетради.
- Почва – это верхний темный плодородный слой земли. - А что значит «плодородный»? - Что такое плодородие? - Плодородие – главное свойство почвы. - Разберите это слово по составу. (Плодородие – это способность почвы «рождать плоды», производить богатую растительность, давать обильный урожай. Это главное свойство почвы.) - Почему же почва плодородна? - Наверное, в ней содержится как раз то, что необходимо растениям для жизни.
2. - Давайте теперь выясним, что же это, ребята? Что входит в состав почвы? ( В состав почвы входят: воздух, вода, перегной, песок, глина, соли.) - Затрудняетесь с ответом? Давайте узнаем состав почвы с помощью загадок: Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем. (Воздух.) Мною можно умываться, Я умею проливаться. В кранах я живу всегда. Ну, конечно, я ... (вода.)
Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже Он и в стекле расплавлен даже. (Песок.) Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – Они понадобятся сразу. (Глина.) - Есть ещё один важный компонент почвы – это минеральные соли. Работа на с. 66 + дополнения учителя: - чтение описания опытов № 1 – 5 и рассматривание соответствующих картинок; - вывод и запись в тетрадь: В состав почвы входят: воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли. В почве есть живые существа: бактерии, различные животные, корни растений.
V. Физкультминутка. Ведущий – учитель. - Повторяйте за мной слова: Мы много узнали, Мы очень устали. - А теперь – движения: Покачались, покружились, Потянулись, распрямились. Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. Всё в порядок приведите, И в учебник посмотрите.
VI. Работа над новым материалом (продолжение). 1. Чтение текста «Что растения получают из почвы»: с. 67. 2. Работа над усвоением понятий и учебного материала по схеме на с. 67. 3. Рисование схемы в тетради (если есть время).
4. Чтение текста «Как образуется почва»: с. 68. 5. Чтение текста «Отчего почва разрушается»: с. 68. 6. Самостоятельные выводы детей по прочитанному.
VII. Закрепление изученного материала. 1. Повторное чтение текста – самостоятельно (если есть время). 2. Работа по вопросам «Подумай!» - № 1, 2, с. 69 + к вопросу № 2 чтение учителем дополнительного текста - статьи «Не допускать экологических ошибок» Л. П. Молодовой из журнала НШ, № 7, 1995, с. 54 3. Работа по вопросам «Проверь себя» - № 1 – 6 , с. 69. 4. Чтение заданий (с. 69): № 1, 2. 5. Обобщение. Выводы. Чтение вывода в учебнике - с. 69.
VIII. Чтение дополнительного текста: с.70, «Для самых любознательных». Василий Васильевич Докучаев.
IX.Итоги урока. Выводы.
X. Д/з: с. 65 - 70, читать и пересказывать текст, уметь пользоваться записями в тетради.
VIII. Знакомство с анонсом следующего урока: с.70.