Конспект урока Предмет, класс: математика, 3 класс, /1 – 4 / Тема урока: Закрепление табличных случаев умножения и деления. Решение задач. Цели урока: - продолжить работу по усвоению учащимися табличных случаев умножения и деления с числами от 2 до 9 и числом 10; - закреплять умения решать задачи и числовые выражения изученных видов, повторить порядок выполнения арифметических действий; упражнять учащихся в устном счёте; закреплять знание числового ряда, геометрический материал; - развивать математическую зоркость и речь, внимание, мышление, память, воображение; совершенствовать вычислительные навыки; - прививать интерес и любовь к математике как учебному предмету и области знаний; воспитывать аккуратность, организованность, дисциплину. Оборудование: Плакаты: 1дм = 10 см Р пр. = (а + в) * 2 1м = 10 дм Р пр. = а*2 + в*2 1см =10 м Ход урока. I. Организационный момент. Смолк звонок. Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка? Карандаш, линейка есть? Разрешаю всем вам сесть. - Откройте тетради. Запишите дату и слова «Классная работа». - Работу начнём с минутки чистописания.
II. Минутка чистописания. Работа по ряду чисел. На доске: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - Что заметили? / 1) данные числа идут по порядку, увеличиваясь на 1; 2) 10 – лишнее число, т.к. двузначное; 3) все числа можно разделить на две группы – четные и нечетные; - Назовите четные и нечетные числа. 4) сумма «крайних чисел» 10+2, 9+3, 8+4, 7+5 равна 12./
III. Сообщение темы и задач урока. - Данные числа интересны для нас ещё и тем, что сегодня на уроке мы будем закреплять табличные случаи умножения и деления с числами (показываю) от 2 до 9 и числом 10. - Кроме того, мы закрепим умения решать задачи и числовые выражения, повторим геометрический материал, где также нам потребуется знание таблицы умножения.
- Чтобы нам успешно работалось в течение всего урока, выполним математическую разминку.
IV. Математическая разминка. 1. «Магический квадрат» - Как узнать сумму, которую нужно получить в разных направлениях. /Сложить три числа: 28, 20, 12/.
- Молодцы! Продолжим работу над устными упражнениями. 2. Устные упражнения. Лучше умственной зарядки Нет для взрослых и детей. Кто играет с нами в прятки, Тот становится умней.
- Так говорят о себе математические знаки, а также скобки, без которых не обойтись в числовых выражениях. - В прятки со знаками «>», «<», «=» поиграет…(ф.и. учеников)
- А со скобками состоится игра в прятки у нас с вами, ребята.
2. Весь класс – «Задание на смекалку», с. 80, внизу.. - Прочтите задание. - Прочтите выражения так, как они записаны: / 16 + 20 : 4 = 9 9 *10 – 7 = 27 / - Какие это равенства – верные или неверные? - Поставьте скобки в каждом выражении так, чтобы оно имело указанное значение. / (16 + 20) : 4 = 9 9*(10 – 7 ) = 27 - Какую важную роль выполняют скобки? /Они меняют порядок действий, первое действие решается в скобках/. Итак, теперь мы получили верные равенства. А почему равенства называются равенствами? / В них используется знак = /.
3. Проверка индивидуальных заданий. - А теперь давайте узнаем, какие знаки помогли … (ф.и. ученика) справиться с заданием. - Какие выражения он получил? /Равенства и неравенства/. - Проверьте (молча). - Что заметили? Где нужно проявить смекалку, а где – вычислять? - Не будет в математике удачи, Коль не подружишься с задачей. 4. «Весёлые задачи» Напекла лиса ватрушек, Пригасила шесть подружек. Вот ватрушки. Надо их Разделить на семерых. Всех ватрушек сорок две. Сколько дать одной лисе? /42 : 7 = 6 / В поле бабочки летали, Лепестки цветов считали. На одном цветке их пять. Сможете вы сосчитать, Сколько будет лепестков, Если шесть всего цветков? /5 * 6 = 30 / Три весёлых маляра, В руки взяв по два ведра, Утром двинулись чуть свет Красить небо в синий цвет. Стали солнце рисовать, Разной краской покрывать. - Сколько всего ведер у маляров? / 2 * 3 = 6 /. - С каким числом мы повторили табличные случаи? /С числом 6/.
- Понравились задачи? - А теперь узнаем, какие интересные задачи ждут нас на странице учебника.
V. Закрепление пройденного материала. Решение задач и числовых выражений: 1) Задачи №1, с. 80. - Что особенного в этих задачах? / Они обратные/. - Какие табличные случаи повторили?
- С задачами, где используются величины «цена», «количество», «стоимость», людям приходится сталкиваться в повседневной жизни и работе. Так, например, портной учитывает количество пуговиц для пошива детской одежды, чтобы качественно выполнить заказ. - Решим о нём задачу.
2) Задача № 2, с. 80. - Познакомьтесь с содержанием задачи самостоятельно. - Выполните краткую запись и, опираясь на неё, расскажите, о чём задача. - Что нужно узнать? - На сколько вопросов будете отвечать? - Каким действием будете находить количество пуговиц в каждом случае? /Умножением /. - Какое число станете записывать первым? Почему? - Запишите решение самостоятельно и один ученик…(ф.и. ученика) выполнит его у доски. Проверка: 1) 3 * 8 = 24 (пуг.) 2) 3 * 9 = 27 (пуг.) 3) 3 * 10 = 30 (пуг.) Ответ: 24, 27, 30 пуговиц. - Что получили? /Фрагмент из таблицы умножения трёх/.
- Каким приёмом вы воспользовались, чтобы умножить число 3 на 10? /Чтобы умножить число на 10, достаточно приписать к нему справа один нуль/. - А как вы поступите, если станете делить число на 10? / Чтобы разделить число с нулями на 10, достаточно зачеркнуть один нуль/.
- Используем эти знания при выполнении следующего задания.
3) № 6, с. 80 (коллективно, с объяснением): 8 м = 80 дм 4 м 9 дм = 49 дм 50 см = 5 дм 3 дм 4см = 34 см 70 мм = 7 см 9 см 6 мм = 96 мм (При объяснении дети используют также знания о величинах: 1дм =10 см, 1м = 10 дм, 1см = 10 мм).
- Используем приём умножения на 10 при решении задачи.
4)Задача № 4, с. 80. - Прочитайте задачу по ролям. - Расскажите своими словами, о чём она. - Какие ключевые слова мы выберем для краткой записи? - Выполним краткую запись у доски и решим задачу:
На доске: Привезли - 8 ящ. по 10 кг Продали - 54 кг Осталось - ? кг
- Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? - Что для этого должны узнать сначала? Каким образом? - Как рационально выполнить запись решения?
- Скажите, какая это задача? /Составная/. - Почему она составная? /Составная задача та, в которой при решении в последующих действиях используется результат предыдущего действия или действий, если их несколько/. В данной задаче два действия. И сейчас мы будем решать выражения, в которых также по два действия. 5) № 5 (1 и 3 столбики), с. 80 - Объяснение будем выполнять вслух, а записывать только ответы через запятую. 72 – 32 : 4 = 64 9 * (13 – 6 ) = 63 36 + 16 : 2 = 44 6 * (27 – 20) = 42 68 – 24 : 3 = 60 10 : ( 30 – 25 ) = 2
64, 44, 60, 63, 42, 2.
Работа по данному числовому ряду: - Сравните числа 64, 60, 63. / Одинаковое число десятков./ - Сравните числа 42 и 2. / Одинаковое число единиц /. - Чем интересно число 44? / «Перевёртыш» /.
- А теперь – разминка. VI. Физкультминутка. Раз, два, три, четыре, пять, - На четыре – руки шире. Все умеем мы считать. Пять – руками помахать, Раз – подняться, подтянуться, Шесть – за парты тихо сесть. Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. * * * Погляди скорей вокруг. Опиши руками круг. Треугольник опиши И квадрат нам покажи.
VII. Работа над геометрическим материалом. - А как называется четырёхугольник, у которого все углы прямые и противоположные стороны равны? /Прямоугольник/.
- Сейчас вам предстоит решить задачу о нахождении периметра прямоугольника. Давайте её разберём. Задача № 7, с. 80. - Прочтите задание. - Что такое периметр? - Напомните, как его найти. Или: Прямоугольника периметр Найдёшь ты быстро - только знай: Сложи лишь ширину с длиною И на два сразу умножай. - К какой формуле подходят стихи? (Обращаю внимание на плакаты). / Р пр. = (а + в) * 2 /.
XI. Домашнее задание: с. 80, задача №3, «магический квадрат» №2.
XII. Итог урока: Много мы задач решали И таблицу повторяли. Мы теперь умнее стали И ничуть мы не устали. Всем спасибо за урок. Слышите, звенит звонок… или Скоро прозвенит звонок. или Прозвенел уже звонок.