Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница, 07.08.2020, 22:18
МОУ Лицей с.Хлевное
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
ВКЛЮЧИТЬ ВЕРСИЮ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Категории каталога
Информатика [12]
Методические материалы по информатике
Начальная школа [10]
Конспекты уроков, мероприятий ...
География [5]
Конспекты уроков, презентации ...
Русский язык и литература [3]
Конспекты уроков, презентации ...
Математика [4]
Методические разработки учителей математики
Иностранные языки [3]
Методические разработки учителей английского и немецкого языка.
Технология [3]
Разработки учебно-методических материалов по технологии.
Наш опрос
Оцените сайт
Всего ответов: 696
Главная » Файлы » Методическая копилка » Русский язык и литература

Урок литературы в 10 классе Тема: Смысл названия повести Н.С.Лескова «Очарованный странник» (заключительный урок по произведению)
[ Скачать с сервера (9.7 Kb) ] 25.01.2009, 00:26
Учитель русского языка и литературы 
Анисимова Татьяна Александровна
Урок литературы в 10 классе
Тема: Смысл названия повести Н.С.Лескова «Очарованный 
  странник» (заключительный урок по произведению).
Цели:
- раскрыть смысл названия повести Н.С.Лескова «Очарованный странник;
- показать, каким изображен русский национальный характер в произведении;
- развивать навыки анализа эпического произведения;
- воспитывать учащихся в духе патриотизма;
- расширять кругозор десятиклассников, повышать их общий культурный уровень;
- развивать у учащихся умение выражать свои мысли и чувства правильным литературным языком.

Оборудование:
- текст повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»;
- рабочие тетради;
- ноутбук (компьютер);
- видеопроектор;
- проекционный экран;
- слайд-шоу (на компакт-диске).

Материалы для слайд-шоу:
- Репродукции картин В Васнецова «Витязь на распутье», «Богатыри»;
- И.Левитана «Владимирка, «Над вечным покоем»;
- Ф.Васильева «Оттепель»;
- А. Куинжди «Ночное»;
- А.Рублева «Спас Звенигородский»;
- Изображения церквей, монастврей, икон;
- Иллюстрации к повести Ильи Глазунова;
- Цитаты из текста.

Эпиграф к уроку.
   
Лесков «как бы поставил себе целью ободрить,
 воодушевить Русь» и начал «создавать 
для России иконостас ее святых и праведников», 
«маленьких великих людей».
Максим Горький.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.

I. Вступительное слово учителя.

  Сегодня у нас заключительный урок изучения повести Н.С.Лескова «Очарованный странник.

СЛАЙД 1.

Мы еще раз обратимся к творчеству писателя, талант которого М. Горький назвал «оригинальным, своеобразным, удивительным». Запишите тему урока и эпиграф к нему. (на доске)

СЛАЙД 2.
  Название произведения Н.С.Лескова «Очарованный странник», на первый взгляд, кажется загадочным, почти недоступным пониманию. Звучит оно поэтично и печально, чувствуется в нем какая-то тайна, слышится в его звуках тихая, плачущая, отдаленная музыка, похожая на песню цыганки Груши.
  Сегодня мы будем размышлять над смыслом названия лесковской повести, подводя итог изучению этого произведения. В наших рассуждениях нам помогут полотна русских художников: Андрея Рублева, Виктора Васнецова, Исаака Левитана, Федора Васильева, Архипа Куинжди, иллюстрации к повести Ильи Глазунова. Мы постараемся ощутить истинно русское дыхание повести Н.С.Лескова. Поговорим мы и о смысле жизни. И мне очень хочется, чтобы сегодня, хоть ненадолго, каждый почувствовал себя очарованным и ощутил боль за наш несчастный и гордость за наш великий русский народ.

II. Лексическая работа.

СЛАЙД 3.

Очарованный – 1. находящийся, по суеверным представлениям, под действием чьих-либо чар. (устар.)
  2. выражающий восхищение.
  (Толковый словарь под.ред. Евгеньевой)

СЛАЙД 4.

Однокоренные слова:
- чары
- очарование
- очаровательный
- чарующий
- чародей
- зачарованный.

СЛАЙД 5.

 Синонимы:
- Чары – наваждение, то, что внушено злой силой; колдовство; обман чувств; призрак; мираж.
- Очарованный – околдованный; завороженный; загипнотизированный; восхищенный; сведенный с ума.

СЛАЙД 6.

Странник (устар.) – 1. человек, не имеющий крова, бездомный или гонимый.
  2. человек, идущий пешком на богомолье, богомолец.
  (Толковый словарь под редакцией Ожегова и Шведовой).

III. Работа с текстом.

- А каким предстает перед нами герой повести Н.С.Лескова Иван Северьянович Флягин (Голован, Петр Сердюков, отец Измаил) в первой главе?

СЛАЙД 7 . (Цитата из гл.1.)

Выразительное чтение стихотворения А.К.Толстого «Илья Муромец».

- Сравните описание Ильи Муромца в стихотворении А.К.Толстого и описание Флягина в приведенной цитате из повести Н.С.Лескова. Что роднит эти образы?
- Какая тема возникает рядом с темой странничества в стихотворении и в повести? (тема богатырства).

IV. Работа с репродукциями картин.

СЛАЙД 8. (В.Васнецов. «Витязь на распутье»)

- Любой сказочный богатырь или реальный странник, как известно, рано или поздно оказывается на распутье. 
Из каких трех дорог он выбирает?
Какой путь он выбирает и почему?
- А герой Лескова?
Цитата из гл.2 о предсказании монаха.

СЛАЙД 9. (В.Васнецов. «Богатыри»)

- Перед вами репродукция картины русского художника. Назовите полотно и его автора. 
- Всмотритесь в картину, вдумайтесь в ее смысл. Какова тема полотна?

С темой богатырства теснейшим образом связана тема Родины. Пространства России, оставшиеся за спиной богатырей и нашего героя, и бесконечная степь, лежащая перед ними, чужой, враждебный мир…
Флягин оказался в степи, в плену у татар. Какие чувства он испытывает?

СЛАЙД 10. (А.Куинджи. «Ночное»)

Цитата из гл. 7 (о тоске по Родине).

СЛАЙДЫ 11-12 (церкви, иконы, монастыри)

СЛАЙД 13 (И.Левитан «Над вечным покоем»)

- Следующий этап жизни героя – собственно странничество – начинается после побега из татарского плена. Герой становится странником в полном смысле этого слова.

СЛАЙДЫ 14 – 16 (И.Левитан «Владимирка», Ф.Васильев «Оттепель»; слайд 16 – обе эти репродукции).

- Какие чувства вызывают у вас эти полотна?
- Что общего в их композиции, цветовой гамме?
- Вспомните, ради чего отправляются в тяжелый, полный лишений путь русские странники? Что в конце пути? (Монастырь).

Промежуточный вывод: перед нами – своеобразное житие грешника, ставшего 
  праведником. Путь такого грешника – своеобразное «хождение 
  по мукам».
   
V. Работа с текстом.

- Вспомните, какие испытания выпали на долю Флягина.
- Приведите примеры непредсказуемого, противоречивого поведения Флягина, когда он действовал под влиянием порыва.
- Назовите грехи героя. (убийства).
Одним из самых страшных грехов Флягина стало убийство Груши.

СЛАЙД 17. (иллюстрации И.Глазунова – цыганка Груша).

Чтение по ролям отрывка (диалог Флягина и Груши перед ее убийством – гл.18)

- Как оценить поступок героя?
- Спас он Грушу или погубил?
- Грешник он или праведник?

Промежуточный вывод: в страшном противоречии, в неизбывном страдании слились в 
  безумной тоске греховность и праведность героя. В убийстве 
  им любимой женщины – высшее милосердие, высшее 
  проявление человечности, страшная решимость погубить 
  свою душу, но спасти душу любимого человека.

- Докажите, что убийство Груши – акт самопожертвования Флягина.
  Цитаты из гл. 19 (видения Флягиным души Груши)

СЛАЙД 18. (А.Рублев «Спас Звенигородский»).

- Так какая же сила заставляла героя поступать так а не иначе? Из какой «очарованности» возникло чувство к Грушеньке?
- Герой очарован красотой. А что такое красота, как вы думаете?
- А что или кого считал красивым Флягин?

СЛАЙДЫ 19-21 (цитаты о красоте коней, Груши – гл.5, 6, 13)

Промежуточный вывод: герой во власти очарования. Власть эта так сильна, что 
  Флягин действует словно не по своей воле, а по велению 
  высшей силы. Так было в эпизоде поединка с татарином, 
  так было во взаимоотношениях с Грушей.

  Следует отметить, что герой наш еще и необычайно талантлив. Он настоящий художник, способный понимать и чувствовать красоту, «природы совершенство». Живет в нем и талант любить – до самозабвения, до самоотречения, до самопожертвования. Неудивительно, что в финале своего жизненного пути у Флягина возникает чувство любви к Родине.
- К какому жизненному итогу приходит герой? (Желанию «помереть за народ»).

СЛАЙД 22. (цитата из гл. 20 «Мне за народ очень помереть хочется»).
- Вспомним, как и почему герой Лескова оказался в монастыре. (гл. 20).
- Почему Флягин не принимает старший постриг? (там же)
- Почему таким «прозаичным» путем привел автор своего героя в монастырь? (мысль о том, что патриотизм – типичное качество русского национального характера).

Вывод. Наш герой обрел смысл жизни, предопределенный ему изначально. Влекущая 
  и манящая сила, толкавшая его и не дававшая ему покоя, разрешилась в  
  осознанном чувстве любви к Родине.

  И чувство это, такое понятное и объяснимое, в то же время непонятно и необъяснимо, власть его над русским человеком так сильна и безраздельна, что кажется это чувство каким-то волшебным, завораживающим, очаровывающим.
 
СЛАЙД 22. (Памятник Н.С.Лескову в г. Орле)

Итоговый вопрос: так как же понимать смысл названия повести Н.С.Лескова 
  «Очарованный странник»?


О т в е т ы у ч а щ и х с я.


VI. Заключение.

- Об очарованности жизнью, о светлой вере в чудеса, о смысле жизни, заключающемся в самопожертвовании, самоотречении во имя ближних, говорит Ф.И. Тютчев в одном из своих замечательных стихотворений.

Чтение стихотворения Ф.И.Тютчева «Чему бы жизнь нас ни учила…»

- Наш урок окончен, а свои размышления вы выскажете на страницах письменной работы.

СЛАЙД 24. (Темы сочинений по повести Н.С.Лескова)


Категория: Русский язык и литература | Добавил: liceum-hlevnoe | Автор: Анисимова Татьяна Александровна
Просмотров: 16469 | Загрузок: 2453 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.1/17 |
Всего комментариев: 2
0
2 Алёна   [Материал]
Прилагались бы еще полные ответы учащихся..

0
1 Рустам   [Материал]
Что за ......

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
ВКЛЮЧИТЬ ВЕРСИЮ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Министерство образования РФ

Федеральный портал

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

единая коллекция цифровых образовательных ресурсов



Библиотека МОУ лицей с.Хлевное

Всем, кто учится
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2020Хостинг от uCoz