Учитель русского языка и литературы Анисимова Татьяна Александровна Урок литературы в 10 классе Тема: Смысл названия повести Н.С.Лескова «Очарованный странник» (заключительный урок по произведению). Цели: - раскрыть смысл названия повести Н.С.Лескова «Очарованный странник; - показать, каким изображен русский национальный характер в произведении; - развивать навыки анализа эпического произведения; - воспитывать учащихся в духе патриотизма; - расширять кругозор десятиклассников, повышать их общий культурный уровень; - развивать у учащихся умение выражать свои мысли и чувства правильным литературным языком.
Оборудование: - текст повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»; - рабочие тетради; - ноутбук (компьютер); - видеопроектор; - проекционный экран; - слайд-шоу (на компакт-диске).
Материалы для слайд-шоу: - Репродукции картин В Васнецова «Витязь на распутье», «Богатыри»; - И.Левитана «Владимирка, «Над вечным покоем»; - Ф.Васильева «Оттепель»; - А. Куинжди «Ночное»; - А.Рублева «Спас Звенигородский»; - Изображения церквей, монастврей, икон; - Иллюстрации к повести Ильи Глазунова; - Цитаты из текста.
Эпиграф к уроку.
Лесков «как бы поставил себе целью ободрить, воодушевить Русь» и начал «создавать для России иконостас ее святых и праведников», «маленьких великих людей». Максим Горький.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.
I. Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас заключительный урок изучения повести Н.С.Лескова «Очарованный странник.
СЛАЙД 1.
Мы еще раз обратимся к творчеству писателя, талант которого М. Горький назвал «оригинальным, своеобразным, удивительным». Запишите тему урока и эпиграф к нему. (на доске)
СЛАЙД 2. Название произведения Н.С.Лескова «Очарованный странник», на первый взгляд, кажется загадочным, почти недоступным пониманию. Звучит оно поэтично и печально, чувствуется в нем какая-то тайна, слышится в его звуках тихая, плачущая, отдаленная музыка, похожая на песню цыганки Груши. Сегодня мы будем размышлять над смыслом названия лесковской повести, подводя итог изучению этого произведения. В наших рассуждениях нам помогут полотна русских художников: Андрея Рублева, Виктора Васнецова, Исаака Левитана, Федора Васильева, Архипа Куинжди, иллюстрации к повести Ильи Глазунова. Мы постараемся ощутить истинно русское дыхание повести Н.С.Лескова. Поговорим мы и о смысле жизни. И мне очень хочется, чтобы сегодня, хоть ненадолго, каждый почувствовал себя очарованным и ощутил боль за наш несчастный и гордость за наш великий русский народ.
II. Лексическая работа.
СЛАЙД 3.
Очарованный – 1. находящийся, по суеверным представлениям, под действием чьих-либо чар. (устар.) 2. выражающий восхищение. (Толковый словарь под.ред. Евгеньевой)
Синонимы: - Чары – наваждение, то, что внушено злой силой; колдовство; обман чувств; призрак; мираж. - Очарованный – околдованный; завороженный; загипнотизированный; восхищенный; сведенный с ума.
СЛАЙД 6.
Странник (устар.) – 1. человек, не имеющий крова, бездомный или гонимый. 2. человек, идущий пешком на богомолье, богомолец. (Толковый словарь под редакцией Ожегова и Шведовой).
III. Работа с текстом.
- А каким предстает перед нами герой повести Н.С.Лескова Иван Северьянович Флягин (Голован, Петр Сердюков, отец Измаил) в первой главе?
- Сравните описание Ильи Муромца в стихотворении А.К.Толстого и описание Флягина в приведенной цитате из повести Н.С.Лескова. Что роднит эти образы? - Какая тема возникает рядом с темой странничества в стихотворении и в повести? (тема богатырства).
IV. Работа с репродукциями картин.
СЛАЙД 8. (В.Васнецов. «Витязь на распутье»)
- Любой сказочный богатырь или реальный странник, как известно, рано или поздно оказывается на распутье. Из каких трех дорог он выбирает? Какой путь он выбирает и почему? - А герой Лескова? Цитата из гл.2 о предсказании монаха.
СЛАЙД 9. (В.Васнецов. «Богатыри»)
- Перед вами репродукция картины русского художника. Назовите полотно и его автора. - Всмотритесь в картину, вдумайтесь в ее смысл. Какова тема полотна?
С темой богатырства теснейшим образом связана тема Родины. Пространства России, оставшиеся за спиной богатырей и нашего героя, и бесконечная степь, лежащая перед ними, чужой, враждебный мир… Флягин оказался в степи, в плену у татар. Какие чувства он испытывает?
СЛАЙД 10. (А.Куинджи. «Ночное»)
Цитата из гл. 7 (о тоске по Родине).
СЛАЙДЫ 11-12 (церкви, иконы, монастыри)
СЛАЙД 13 (И.Левитан «Над вечным покоем»)
- Следующий этап жизни героя – собственно странничество – начинается после побега из татарского плена. Герой становится странником в полном смысле этого слова.
СЛАЙДЫ 14 – 16 (И.Левитан «Владимирка», Ф.Васильев «Оттепель»; слайд 16 – обе эти репродукции).
- Какие чувства вызывают у вас эти полотна? - Что общего в их композиции, цветовой гамме? - Вспомните, ради чего отправляются в тяжелый, полный лишений путь русские странники? Что в конце пути? (Монастырь).
Промежуточный вывод: перед нами – своеобразное житие грешника, ставшего праведником. Путь такого грешника – своеобразное «хождение по мукам».
V. Работа с текстом.
- Вспомните, какие испытания выпали на долю Флягина. - Приведите примеры непредсказуемого, противоречивого поведения Флягина, когда он действовал под влиянием порыва. - Назовите грехи героя. (убийства). Одним из самых страшных грехов Флягина стало убийство Груши.
Чтение по ролям отрывка (диалог Флягина и Груши перед ее убийством – гл.18)
- Как оценить поступок героя? - Спас он Грушу или погубил? - Грешник он или праведник?
Промежуточный вывод: в страшном противоречии, в неизбывном страдании слились в безумной тоске греховность и праведность героя. В убийстве им любимой женщины – высшее милосердие, высшее проявление человечности, страшная решимость погубить свою душу, но спасти душу любимого человека.
- Докажите, что убийство Груши – акт самопожертвования Флягина. Цитаты из гл. 19 (видения Флягиным души Груши)
СЛАЙД 18. (А.Рублев «Спас Звенигородский»).
- Так какая же сила заставляла героя поступать так а не иначе? Из какой «очарованности» возникло чувство к Грушеньке? - Герой очарован красотой. А что такое красота, как вы думаете? - А что или кого считал красивым Флягин? - СЛАЙДЫ 19-21 (цитаты о красоте коней, Груши – гл.5, 6, 13)
Промежуточный вывод: герой во власти очарования. Власть эта так сильна, что Флягин действует словно не по своей воле, а по велению высшей силы. Так было в эпизоде поединка с татарином, так было во взаимоотношениях с Грушей.
Следует отметить, что герой наш еще и необычайно талантлив. Он настоящий художник, способный понимать и чувствовать красоту, «природы совершенство». Живет в нем и талант любить – до самозабвения, до самоотречения, до самопожертвования. Неудивительно, что в финале своего жизненного пути у Флягина возникает чувство любви к Родине. - К какому жизненному итогу приходит герой? (Желанию «помереть за народ»).
СЛАЙД 22. (цитата из гл. 20 «Мне за народ очень помереть хочется»). - Вспомним, как и почему герой Лескова оказался в монастыре. (гл. 20). - Почему Флягин не принимает старший постриг? (там же) - Почему таким «прозаичным» путем привел автор своего героя в монастырь? (мысль о том, что патриотизм – типичное качество русского национального характера).
Вывод. Наш герой обрел смысл жизни, предопределенный ему изначально. Влекущая и манящая сила, толкавшая его и не дававшая ему покоя, разрешилась в осознанном чувстве любви к Родине.
И чувство это, такое понятное и объяснимое, в то же время непонятно и необъяснимо, власть его над русским человеком так сильна и безраздельна, что кажется это чувство каким-то волшебным, завораживающим, очаровывающим.
СЛАЙД 22. (Памятник Н.С.Лескову в г. Орле)
Итоговый вопрос: так как же понимать смысл названия повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»?
О т в е т ы у ч а щ и х с я.
VI. Заключение.
- Об очарованности жизнью, о светлой вере в чудеса, о смысле жизни, заключающемся в самопожертвовании, самоотречении во имя ближних, говорит Ф.И. Тютчев в одном из своих замечательных стихотворений.
Чтение стихотворения Ф.И.Тютчева «Чему бы жизнь нас ни учила…»
- Наш урок окончен, а свои размышления вы выскажете на страницах письменной работы.