Конспект урока
Предмет: Информатика.
Класс: 3 класс,
Тема: Информационные технологии.
Средства
связи и массовой информации.
Газета.
Радио. Телефон. Магнитофон. Телевизор.
Компьютер.
Что умеет компьютер?
Цели:
-
обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания
об информационных технологиях, средствах связи и массовой информации;
-
познакомить учащихся с составными частями компьютера,
их функциями, правилами безопасного
обращения с компьютером; обсудить значение компьютера в нашей жизни; подвести
детей к выводу о том, что на сегодняшний день компьютер – это наиболее
современное и перспективное средство
обработки, хранения, передачи информации и общения;
-
Изучить общее устройство компьютера;
-
формировать чувство сопричастности с окружающим миром;
развивать познавательный интерес и
кругозор, техническое мышление, память, внимание, реактивность, фантазию и творческие способности учащихся;
умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы; высказывать и
обосновывать собственную точку зрения и отстаивать свою гражданскую позицию;
-
воспитывать аккуратность и эстетический вкус.
-
в процессе подготовки к уроку воспитывать
ответственность, прилежание, организованность, чувство локтя.
Ход урока.
I. Оргмомент.
Вот звонок нам дал
сигнал:
Поработать час
настал.
II.
Эмоциональный настрой.
(Звучит
аудиозапись – колокольный звон - «Красный Лаврский трезвон»).
Вступительная
беседа.
-
Ребята, что вы сейчас услышали? (Колокольный звон).
-
Какое настроение он у вас вызвал?
-
А кто из вас знает, какую важную роль играл колокол на
Руси?
С древности колокол был
ритуальным сигнальным инструментом. Колокола применялись на праздничных
шествиях, для созыва населения, сбора войск и объявления тревоги. Колокол – это
важное средство, которое помогало объединять народ в нужный момент и
информировать людей о беде, о празднике
или о том, что началось вече – народное собрание, где выбирали, например,
нового князя. Колокол – это своеобразный источник и символ массовой информации. Однако первоначальное
значение церковных колоколов – призыв верующих в храм /так называемый благовест/.
-
А мне бы хотелось сегодня, чтобы колокольный звон
призвал вас к серьезной и интересной работе.
III. Сообщение темы урока. Постановка
учебной задачи.
-
Итак, сегодня на уроке ключевым для нас станет понятие
«информация». Мы поговорим /показываю на проекторе тему урока/ об
информационных технологиях, средствах связи и массовой информации, выберем
наиболее современное и перспективное среди них техническое устройство.
III. Работа
над новым материалом.
Беседа. Лексическая работа.
Активизация знаний учащихся.
-
Ребята, а как вы объясните, что такое
«информация»?(...)
/+ слайд со словом на экране/
-
Если мы откроем вот этот словарь /открываю словарь
Ожегова и зачитываю/, то найдем там следующее объяснение:
Информация – это сведения
об окружающем мире и протекающих в нем процессах и явлениях, воспринимаемых
человеком или специальным техническим устройством.
-
Как вы думаете,
ребята, а может ли человек прожить без информации?
-
На самом деле понятие «информация» несколько шире, чем
мы его определили, и предполагает ощущения и восприятие каждым человеком
окружающего мира с помощью мозга и органов чувств - органов зрения, слуха,
обоняния, вкуса и осязания. Иными словами, информация – это ещё и свежесть
дождя, и шум ветра, и тепло нагретого солнцем песка, и радость от увиденной в
небе радуги... Всё это – информация.
И оказывается, не только мы с вами
задавались вопросом, может ли человек прожить без информации. Учеными в разных областях знаний проводились
специальные исследования, чтобы выяснить это. Об одном из них я вам сейчас
прочитаю, а вы внимательно послушайте.
В одной из Западных стран группой
творческих людей была создана библиотека с читальным залом, а в нем –
специально оборудованные кабинеты, рассчитанные на одного человека. Каждый
кабинет был изолирован от окружающего мира: в нем не было окна, туда не
проникали звуки, но зато стояли удобный стол и стул, настольная лампа. Работать
в нем, как думалось создателям, будет приятно и комфортно. Однако читальный зал
не пользовался успехом у посетителей, так как людям не хватало естественной
информации – шелеста перелистываемых страниц, солнечного света, проникающего в
окна, присутствия других людей. Люди покидали кабинеты, пробыв в них меньше
получаса. Поэтому вскоре читальный зал пришлось закрыть и переоборудовать.
-
Подобных примеров
можно привести очень много и все они доказывают, что человек не может прожить
без информации, будь то сведения или знания об окружающем мире или естественные
ощущения человека, вызванные внешними раздражителями.
* * *
- На протяжении всей истории развития
цивилизации человек постоянно изобретал приспособления, помогающие ему в работе
и быту, служащие средствами связи и массовой информации. Вспомнить, какие это
устройства, нам помогут загадки, которые приготовили ребята.
1 ученик :
1. Лист бумаги по утрам
На квартиру носят
к нам. /+ карточка со
словом на экране/
На одном таком
листе
Много разных
новостей. (Газета)
Первая газета, ребята, представляла собой
доску, прибитую к стене на главной площади античного города. Позднее появились
рукописная, а затем печатная газеты.
Интересно
происхождение самого слова «газета». В Венеции в 18 веке выходила газета
«Письменные новости». Стоила она ровно одну гадзетту. Дело в том, что гадзеттой
называлась венецианская монета. Постепенно и сам листок стали называть
«газета».
2 ученик :
2. Стоит красивый сундучок,
Его не тронешь –
он молчок.
А стоит ручки
повертеть, /+
карточка со словом на экране/
Он будет говорить
и петь.
По волне,
по волне
Плывет
музыка ко мне.
(Радиоприемник,
радио)
Любопытный факт, ребята: самый
маленький в мире радиоприемник – величиной с горошину.
3 ученик:
3. Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по
проводам – /+
карточка со словом на экране/
Скажешь здесь, а
слышно там.
Поверчу волшебный круг –
И
меня услышит друг.
(Телефон)
Телефон изобрел в 1876 году уроженец Шотландии Александер Грейам Белл. Сначала он
хотел создать прибор, позволяющий делать
звуки видимыми и надеялся облегчить обучение глухонемых людей. Успеха в этом он
не добился, зато неожиданно для самого себя изобрел аппарат, передающий звуки
на расстоянии.
4 ученик:
4. Два волшебных колеса
Повторяют голоса,
-
Друг за другом
тянут сами /+
карточка со словом на экране/
Полосочку с
голосами.
(Магнитофон)
Птицы – наши друзья. Среди них самые
разговорчивые – синицы. Найдут синицы дерево, где на ветках гусеницы, а на коре
жуки, и сразу созывают других.
Если записать на
магнитофонную ленту их призывные крики, то налетят синицы и очистят сад от
насекомых.
Так магнитофон
помогает человеку избавить сад от вредителей.
5 ученик:
5. Вот так дом – одно окно.
Каждый день в окне
кино.
Живет в
нем вся вселенная, /+
карточка со словом на экране/
А вещь обыкновенная.
(Телевизор)
Изображение на экране
самого первого телевизора было очень забавным – ярко – розовым и расплывчатым.
Джон Лоуги Бэрд – человек, который изобрел этот аппарат – собрал его из забавных деталей типа велосипедного
фонарика и вязальной спицы!
Вывод:
- Итак, основными
средствами связи и массовой информации, прочно вошедшими в нашу жизнь, являются
/и читаю/ газета, журналы, периодические издания или печать; радио,
телефон, магнитофон, телевизор.
Но есть, ребята, ещё один очень
важный помощник человека, без которого в
современном мире не обойтись. Отгадайте, что это за устройство:
Я играю, я считаю
И ракеты запускаю.
В медицине я
знаток,
Рассказать могу
урок.
Твой я в музыке
помощник
И талантливый
художник,
Я мультфильмы
покажу
И с товарищем свяжу.
Я техническим
устройствам /+
карточка со словом на экране/
Друг и брат, со
мною просто
Мир вокруг
преобразить
И доступным людям
быть.
(Компьютер)
Слово «компьютер» восходит к латинскому –
«вычислять» и обозначает информационно - вычислительную машину. Если говорить
очень просто, компьютер – это машина, которая работает с информацией.
Высказываются дети:
1. Они работают в тысячи раз
быстрее, чем люди.
- Незаменимы
при работе с очень большими объемами информации.
- Могут
делать множество дел одновременно.
- Способны
удерживать в памяти огромное количество данных.
- Работают
очень точно и без ошибок по указанной программе.
- В отличие от людей никогда не бывают
голодны, не устают, могут работать очень долго. Правда, они со временем
устаревают и заменяются более современными моделями.
Учитель:
Однако, несмотря
на всё сказанное, помните: это люди изобрели компьютер и создают
программы!
Мы обладаем многими качествами, которых у компьютеров
нет!
Это: гибкость мышления, приспособляемость, способность к
творчеству и восприимчивость.
Конечно, люди могут ошибаться, но они способны находить и
исправлять ошибки.
Мы совершеннее,
чем компьютеры!
Аплодисменты – нам,
и людям труда и творчества!
Из каких основных частей
состоит компьютер?
(слайд с рисунком и надписями)
Компьютер состоит
из системного блока, монитора, клавиатуры и мыши с ковриком.
/Подхожу к
реальному компьютеру, показываю и говорю.../:
1.
Системный блок. В нем находятся центральный
процессор и память компьютера.
2.
Клавиатура нужна для ввода информации в
компьютер.
3.
Мышь – компьютерная помощница – служит для
перемещения различных фигурок на экране монитора.
Монитор (или дисплей) – это экран, похожий на
телевизионный. На монитор компьютер выводит информацию.
1. Компьютер, который вы видите, достаточно
компактный. Первый компьютер занимал
размеры очень большой комнаты. В 1946 г. Американцы Дж.
Эккерт и Дж. Моучли сконструировали первый электронный цифровой
компьютер «Эниак». Машина имела 20 тысяч электронных ламп и 1,5
тысячи реле. (Слайд на проекторе).
2. – Наверно, каждому из
вас приходилось хоть однажды задумываться, можно ли уместить в кармане 1000
книг. Оказывается это возможно. Например, книжную библиотеку, состоящую из таких вот книг можно записать на один лазерный
диск /показываю образцы/. Это прекрасное средство для записи и
хранения сведений из справочников и словарей, стихов и рассказов, рисунков и
песен. Все это может быть записано на компакт-диск толщиной с человеческий
ноготь. К тому же, он легко помещается в кармане.
3. Работая за компьютером,
нужно помнить о правилах:
·
Нельзя сидеть за компьютером, уткнувшись носом в
монитор! От этого портится зрение и
болит голова
·
Нельзя работать или играть на компьютере перед
сном!
От этого будут сниться плохие сны.
·
Нельзя работать или играть больше часа подряд.
Нужно делать перерывы.
·
Нельзя программировать или играть на компьютере
вместо гуляния или уроков!
4. К компьютеру можно подключить много дополнительных
устройств.
Например, принтер – устройство для печати на бумаге /
+ показываю цветное фото – с изображением принтера/.
5. - Ребята, а кто из вас помнит, кто был
первопечатником в России? Что вы знаете о нем? Кто из вас сделает сообщение об
этом человеке?
Иван Федоров начал в России в 16 веке книгопечатание. Вместе
с товарищами он соорудил печатный станок и в 1564 году издал первую книгу
религиозного содержания - «Апостол».
Раньше книги на Руси были рукописными и к ним относились, как к иконам. У
Федорова нашлось много врагов, которые считали его колдуном. Люди боялись
потерять работу, и к тому же замена человека станком выглядела как
святотатство.
Но заслуги Федорова
не забыты. 27 сентября 1909 года в Москве на собранные народом деньги открыт
памятник книгопечатнику Федорову. К подножию памятника было возложено 99
венков. Вот что написал Луговской:
Врезан в сияющий свод небесный,
Стоишь ты, дьяк, у стены старинной.
Лоб
величав, бронзово чист,
Ты
для России, для Украины
Держишь первый печатный лист.
Вот как выглядит этот
памятник /показываю фото на проекторе/.
С тех пор наука шагнула далеко вперед и человек, используя
принтер, может печатать, используя разный шрифт.
Например, /показываю
образцы/:
·
Что умеет
компьютер?, об этом нам расскажут картинки .
/
Иду около доски и свое сообщение сопровождаю показом картинок о роли компьютера
в жизни человека./
-
Люди придумали
компьютер, чтобы быстро выполнять сложные расчеты и чертежи, управлять
космическими кораблями, составлять прогнозы погоды, вести контроль за
состоянием больных при оказании экстренной медицинской помощи, сочинять и
слушать музыку, рисовать и обучаться разным наукам, развлекаться и играть.
-
Есть специальные
компьютеры, которые могут управлять автомобилем или самолетом, железной дорогой
или целым заводом; которые способны выбрать новую прическу для модницы или
оказать помощь инвалидам – людям с ограниченными возможностями.
-
Существуют
переносные (мобильные) компьютеры – ноутбуки, карманные компьютеры,
суперкомпьютеры.
-
Компьютер – это
надежный помощник учителя и повара, ученого и садовода, агронома и
конструктора, писателя и домохозяйки.
-
Следует добавить,
что компьютеры, подключенные по телефонной линии, могут обмениваться между
собой программами, играми и другой информацией. С помощью компьютера человек
может погрузиться в виртуальный мир или выйти в Интернет.
Вывод:
-
Итак, какой сделаем вывод?
-
Компьютер – это
наиболее совершенное современное средство для передачи, обработки и хранения
информации, а также служащее средством связи между людьми. Компьютер по праву
заслуживает нашего особого внимания.
IV.
Физкультминутка.
Ведущий –
Дети хором:
Мы много узнали,
Мы очень устали.
Покачались, покружились,
Потянулись, распрямились.
Учитель:
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите,
И работу вы начните.
V.
Работа с тетрадью.
А сейчас посмотрите на листе еще раз состав
компьютера
и попробуйте разгадать
кроссворд.
Проверим с вами, как вы разгадали кроссворд.
- Дисковод
- Память
- Монитор
- Клавиатура
- Процессор
Молодцы. Вы верно справились с
заданием.
А сейчас мы с вами поработаем с компьютером. Садитесь, пожалуйста,
за рабочие места.
Открываем программу информатика 3 класс, включаем рабочую
тетрадь параграф 4 и выполняем с 1 по 6 задания. (5 мин)
Мы с вами познакомились с устройством компьютера и теперь
пройдем компьютерное тестирование. (3-4 мин)
Включаем программу Mytest, дале е ФАЙЛ – ПОЛУЧИТЬ ПО СЕТИ, ТЕСТ-НАЧАТЬ ТЕСТ.
Правильно вводим свою фамилию и имя и класс.
Итоги урока. Оценивание.
-
Ребята, вы – молодцы! Вы отлично справились с
поставленной задачей.
Вот теперь, дружок, немного
Ты с компьютером знаком,
Если дальняя дорога
Приведет его в твой дом,
То скажи ты всем вокруг:
«Вот компьютер – верный друг!»
Спасибо
вам ребята за добросовестный труд, до
свидания.
|