Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Воскресенье, 28.04.2024, 15:46
МОУ Лицей с.Хлевное
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
ВКЛЮЧИТЬ ВЕРСИЮ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Категории каталога
Информатика [12]
Методические материалы по информатике
Начальная школа [10]
Конспекты уроков, мероприятий ...
География [5]
Конспекты уроков, презентации ...
Русский язык и литература [3]
Конспекты уроков, презентации ...
Математика [4]
Методические разработки учителей математики
Иностранные языки [3]
Методические разработки учителей английского и немецкого языка.
Технология [3]
Разработки учебно-методических материалов по технологии.
Наш опрос
Оцените качество образования и воспитания в лицее
Всего ответов: 80
Главная » Файлы » Методическая копилка » Информатика

Конспект открытого урока по информатике в 3 классе. Тема: "Газета. Радио. Телефон. Магнитофон. Телевизор. Компьютер."
[ Скачать с сервера (6.77 Mb) ] 10.01.2011, 01:41

                                                    Конспект урока

Предмет: Информатика.

Класс: 3 класс,

Тема: Информационные технологии.

            Средства связи и массовой информации.

            Газета. Радио. Телефон. Магнитофон. Телевизор.          

            Компьютер. Что умеет компьютер?

           

Цели:

-         обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об информационных технологиях, средствах связи и массовой информации;

-         познакомить учащихся с составными частями компьютера, их  функциями, правилами безопасного обращения с компьютером; обсудить значение компьютера в нашей жизни; подвести детей к выводу о том, что на сегодняшний день компьютер – это наиболее современное и  перспективное средство обработки, хранения, передачи информации и общения;

-         Изучить общее устройство компьютера;

-         формировать чувство сопричастности с окружающим миром; развивать познавательный интерес и  кругозор, техническое мышление, память, внимание, реактивность,  фантазию и творческие способности учащихся; умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы; высказывать и обосновывать собственную точку зрения и отстаивать свою гражданскую позицию;

-         воспитывать аккуратность и эстетический вкус.

-         в процессе подготовки к уроку воспитывать ответственность, прилежание, организованность, чувство локтя.

                                                           Ход урока.

I. Оргмомент.

    Вот звонок нам дал сигнал:  

    Поработать час настал.

          

II. Эмоциональный настрой.

  (Звучит аудиозапись – колокольный звон - «Красный Лаврский трезвон»).

  Вступительная беседа.

-         Ребята, что вы сейчас услышали? (Колокольный звон).

-         Какое настроение он у вас вызвал?

 

-         А кто из вас знает, какую важную роль играл колокол на Руси?

 

С древности колокол был ритуальным сигнальным инструментом. Колокола применялись на праздничных шествиях, для созыва населения, сбора войск и объявления тревоги. Колокол – это важное средство, которое помогало объединять народ в нужный момент и информировать людей  о беде, о празднике или о том, что началось вече – народное собрание, где выбирали, например, нового князя. Колокол – это своеобразный источник и символ  массовой информации. Однако первоначальное значение церковных колоколов – призыв верующих в храм  /так называемый благовест/.

-         А мне бы хотелось сегодня, чтобы колокольный звон призвал вас к серьезной и интересной работе.

 

 

III. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.

-         Итак, сегодня на уроке ключевым для нас станет понятие «информация». Мы поговорим /показываю на проекторе тему урока/ об информационных технологиях, средствах связи и массовой информации, выберем наиболее современное и перспективное среди них техническое устройство.

 

  III. Работа над новым материалом.

Беседа. Лексическая работа. Активизация знаний учащихся.

-         Ребята, а как вы объясните, что такое «информация»?(...)

      /+ слайд со словом на экране/

-         Если мы откроем вот этот словарь /открываю словарь Ожегова и зачитываю/, то найдем там следующее объяснение:

 

        Информация – это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах и явлениях, воспринимаемых человеком или специальным техническим устройством.

-         Как вы думаете, ребята, а может ли человек прожить без информации?

                                                                                                                   

-         На самом деле понятие «информация» несколько шире, чем мы его определили, и предполагает ощущения и восприятие каждым человеком окружающего мира с помощью мозга и органов чувств - органов зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Иными словами, информация – это ещё и свежесть дождя, и шум ветра, и тепло нагретого солнцем песка, и радость от увиденной в небе радуги... Всё это – информация.

             И оказывается, не только мы с вами задавались вопросом, может ли человек прожить без информации.  Учеными в разных областях знаний проводились специальные исследования, чтобы выяснить это. Об одном из них я вам сейчас прочитаю, а вы внимательно послушайте.

 

В одной из Западных стран группой творческих людей была создана библиотека с читальным залом, а в нем – специально оборудованные кабинеты, рассчитанные на одного человека. Каждый кабинет был изолирован от окружающего мира: в нем не было окна, туда не проникали звуки, но зато стояли удобный стол и стул, настольная лампа. Работать в нем, как думалось создателям, будет приятно и комфортно. Однако читальный зал не пользовался успехом у посетителей, так как людям не хватало естественной информации – шелеста перелистываемых страниц, солнечного света, проникающего в окна, присутствия других людей. Люди покидали кабинеты, пробыв в них меньше получаса. Поэтому вскоре читальный зал пришлось закрыть и переоборудовать.

-         Подобных примеров можно привести очень много и все они доказывают, что человек не может прожить без информации, будь то сведения или знания об окружающем мире или естественные ощущения человека, вызванные внешними раздражителями.

 

                       *                                 *                               *

-  На протяжении всей истории развития цивилизации человек постоянно изобретал приспособления, помогающие ему в работе и быту, служащие средствами связи и массовой информации. Вспомнить, какие это устройства, нам помогут загадки, которые приготовили ребята.

 

 

 

 

 

 

1 ученик :

1. Лист бумаги по утрам

    На квартиру носят к нам.              /+ карточка со словом на экране/

    На одном таком листе

    Много разных новостей.             (Газета)

                                    

 

   Первая газета, ребята, представляла собой доску, прибитую к стене на главной площади античного города. Позднее появились рукописная, а затем печатная газеты.

   Интересно происхождение самого слова «газета». В Венеции в 18 веке выходила газета «Письменные новости». Стоила она ровно одну гадзетту. Дело в том, что гадзеттой называлась венецианская монета. Постепенно и сам листок стали называть «газета».

2 ученик :

2. Стоит красивый сундучок,

    Его не тронешь – он молчок.

    А стоит ручки повертеть,                        /+ карточка со словом на экране/

    Он будет говорить и петь.

               По волне, по волне

               Плывет музыка ко мне.

                                      (Радиоприемник, радио)

 

Любопытный факт, ребята: самый маленький в мире радиоприемник – величиной с горошину.

 

3 ученик:

3. Через поле и лесок

    Подается голосок.

    Он бежит по проводам –                               /+ карточка со словом на экране/

    Скажешь здесь, а слышно там.

                 Поверчу волшебный круг –

                 И меня услышит друг.

                                      (Телефон)

 

   Телефон изобрел в 1876 году уроженец  Шотландии Александер Грейам Белл. Сначала он хотел создать прибор,  позволяющий делать звуки видимыми и надеялся облегчить обучение глухонемых людей. Успеха в этом он не добился, зато неожиданно для самого себя изобрел аппарат, передающий звуки на расстоянии.

4 ученик:

4. Два волшебных колеса

    Повторяют голоса, -

    Друг за другом тянут сами                          /+ карточка со словом на экране/            

    Полосочку с голосами.

                                      (Магнитофон)

  Птицы – наши друзья. Среди них самые разговорчивые – синицы. Найдут синицы дерево, где на ветках гусеницы, а на коре жуки, и сразу созывают других.

  Если записать на магнитофонную ленту их призывные крики, то налетят синицы и очистят сад от насекомых.

  Так магнитофон помогает человеку избавить сад от вредителей.

5 ученик:

5. Вот так дом – одно окно.

    Каждый день в окне кино.

            Живет в нем вся вселенная,                     /+ карточка со словом на экране/

 

            А вещь обыкновенная.

                                      (Телевизор)

 

Изображение на экране самого первого телевизора было очень забавным – ярко – розовым и расплывчатым. Джон Лоуги Бэрд – человек, который изобрел этот аппарат – собрал  его из забавных деталей типа велосипедного фонарика и вязальной спицы!

 

Вывод:

- Итак, основными средствами связи и массовой информации, прочно вошедшими в нашу жизнь, являются /и читаю/ газета, журналы, периодические издания или печать; радио, телефон, магнитофон, телевизор.

 

 

Но есть, ребята, ещё один очень важный помощник человека, без которого  в современном мире не обойтись. Отгадайте, что это за устройство:

  

    Я играю, я считаю

    И ракеты запускаю.

    В медицине я знаток,

    Рассказать могу урок.

    Твой я в музыке помощник

    И талантливый художник,

    Я мультфильмы покажу

    И с товарищем свяжу.

    Я техническим устройствам                     /+ карточка со словом на экране/

    Друг и брат, со мною просто

    Мир вокруг преобразить

    И доступным людям быть.

   

                                      (Компьютер)

 

Слово «компьютер» восходит к латинскому – «вычислять» и обозначает информационно - вычислительную машину. Если говорить очень просто, компьютер – это машина, которая работает с информацией.

 

Высказываются дети:

      1. Они работают в тысячи раз быстрее, чем люди.

 

  1. Незаменимы при работе с очень большими объемами информации.

 

  1. Могут делать множество дел одновременно.

 

  1. Способны удерживать в памяти огромное количество данных.

 

  1. Работают очень точно и без ошибок по указанной программе.

 

  1.  В отличие от людей никогда не бывают голодны, не устают, могут работать очень долго. Правда, они со временем устаревают и заменяются более современными моделями.

 

Учитель:

    Однако, несмотря на всё сказанное, помните: это люди изобрели компьютер и создают программы!

Мы обладаем многими качествами, которых у компьютеров нет!

Это: гибкость мышления, приспособляемость, способность к творчеству и восприимчивость.

Конечно, люди могут ошибаться, но они способны находить и исправлять ошибки.

  Мы совершеннее, чем компьютеры!

  Аплодисменты – нам, и людям труда и творчества!

 

 

 

Из каких основных частей состоит компьютер?

 (слайд с рисунком и надписями)

 

Компьютер состоит  из системного блока, монитора, клавиатуры и мыши с ковриком.

 

 /Подхожу к реальному компьютеру, показываю и говорю.../:

1.      Системный блок. В нем находятся центральный процессор и память компьютера.

2.      Клавиатура нужна для ввода информации в компьютер.

3.      Мышь – компьютерная помощница – служит для перемещения различных фигурок на экране монитора.

Монитор (или дисплей) – это экран, похожий на телевизионный. На монитор компьютер выводит информацию.

 

 

 

1.  Компьютер, который вы видите, достаточно компактный.  Первый компьютер занимал размеры очень большой комнаты.  В 1946 г. Американцы Дж. Эккерт и Дж. Моучли сконструировали первый электронный цифровой компьютер «Эниак». Машина имела 20 тысяч электронных ламп и 1,5 тысячи реле. (Слайд на проекторе).

 

 

 

 

2. – Наверно, каждому из вас приходилось хоть однажды задумываться, можно ли уместить в кармане 1000 книг. Оказывается это возможно. Например, книжную библиотеку, состоящую из  таких вот книг можно записать на один лазерный диск /показываю образцы/. Это прекрасное средство для записи и хранения сведений из справочников и словарей, стихов и рассказов, рисунков и песен. Все это может быть записано на компакт-диск толщиной с человеческий ноготь. К тому же, он легко помещается в кармане.

 

3. Работая за компьютером, нужно помнить о правилах:

·        Нельзя сидеть за компьютером, уткнувшись носом в монитор!  От этого портится зрение и болит голова

·        Нельзя работать или играть на компьютере перед сном!

     От этого будут сниться плохие сны.

·        Нельзя работать или играть больше часа подряд. Нужно делать перерывы.

·        Нельзя программировать или играть на компьютере вместо гуляния или уроков!

 

4. К компьютеру можно подключить много дополнительных устройств.

Например, принтер – устройство для печати на бумаге / + показываю цветное фото – с изображением принтера/.

 

 

 

5. - Ребята, а кто из вас помнит, кто был первопечатником в России? Что вы знаете о нем? Кто из вас сделает сообщение об этом человеке?

 

Иван Федоров начал в России в 16 веке книгопечатание. Вместе с товарищами он соорудил печатный станок и в 1564 году издал первую книгу религиозного содержания -  «Апостол». Раньше книги на Руси были рукописными и к ним относились, как к иконам. У Федорова нашлось много врагов, которые считали его колдуном. Люди боялись потерять работу, и к тому же замена человека станком выглядела как святотатство.

  Но заслуги Федорова не забыты. 27 сентября 1909 года в Москве на собранные народом деньги открыт памятник книгопечатнику Федорову. К подножию памятника было возложено 99 венков. Вот что написал Луговской:

                  Врезан в сияющий свод небесный,

                 Стоишь ты, дьяк, у стены старинной.

                 Лоб величав, бронзово чист,

                 Ты для России, для Украины

                 Держишь первый печатный лист.

 Вот как выглядит этот памятник  /показываю фото на проекторе/.

 

С тех пор наука шагнула далеко вперед и человек, используя принтер, может печатать, используя разный шрифт.

  Например, /показываю образцы/:

 

·        Что умеет компьютер?,  об этом нам расскажут картинки .

/ Иду около доски и свое сообщение сопровождаю показом картинок о роли компьютера в жизни человека./

-         Люди придумали компьютер, чтобы быстро выполнять сложные расчеты и чертежи, управлять космическими кораблями, составлять прогнозы погоды, вести контроль за состоянием больных при оказании экстренной медицинской помощи, сочинять и слушать музыку, рисовать и обучаться разным наукам, развлекаться и играть.

-         Есть специальные компьютеры, которые могут управлять автомобилем или самолетом, железной дорогой или целым заводом; которые способны выбрать новую прическу для модницы или оказать помощь инвалидам – людям с ограниченными возможностями.

-         Существуют переносные (мобильные) компьютеры – ноутбуки, карманные компьютеры, суперкомпьютеры.

-         Компьютер – это надежный помощник учителя и повара, ученого и садовода, агронома и конструктора, писателя и домохозяйки.

-         Следует добавить, что компьютеры, подключенные по телефонной линии, могут обмениваться между собой программами, играми и другой информацией. С помощью компьютера человек может погрузиться в виртуальный мир или выйти в Интернет.

Вывод:

-         Итак, какой сделаем вывод?

-         Компьютер – это наиболее совершенное современное средство для передачи, обработки и хранения информации, а также служащее средством связи между людьми. Компьютер по праву заслуживает нашего особого внимания.

 

 

IV. Физкультминутка.

Ведущий

Дети хором:

Мы много узнали,

Мы очень устали.

               Покачались, покружились,

               Потянулись, распрямились.

Учитель:

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите,

И работу вы начните.

 

 

V.                 Работа с тетрадью.

А сейчас посмотрите на листе еще раз состав компьютера

 


 

и попробуйте разгадать кроссворд.

 

 


 

Проверим с вами, как вы разгадали кроссворд.

    1. Дисковод
    2. Память
    3. Монитор
    4. Клавиатура
    5. Процессор

 

Молодцы. Вы верно справились с заданием.

 

А сейчас мы с вами поработаем с компьютером. Садитесь, пожалуйста, за рабочие места.

 

Открываем программу информатика 3 класс, включаем рабочую тетрадь параграф 4 и выполняем с 1 по 6 задания. (5 мин)

 

 

Мы с вами познакомились с устройством компьютера и теперь пройдем компьютерное тестирование. (3-4 мин)

Включаем программу Mytest, дале е ФАЙЛ – ПОЛУЧИТЬ ПО СЕТИ, ТЕСТ-НАЧАТЬ ТЕСТ. Правильно вводим свою фамилию и имя и класс.

 

 

 

Итоги урока. Оценивание.

 

-         Ребята, вы – молодцы! Вы отлично справились с поставленной задачей.

 

 

Вот теперь, дружок, немного

Ты с компьютером знаком,

Если дальняя дорога

     Приведет его в твой дом,

     То скажи ты всем вокруг:

     «Вот компьютер – верный друг!»

 

Спасибо вам ребята за добросовестный  труд, до свидания.

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Информатика | Добавил: liceum-hlevnoe | Автор: Юрий Родионов
Просмотров: 17999 | Загрузок: 1082 | Комментарии: 11 | Рейтинг: 4.5/2 |
Всего комментариев: 1
1 illugsweege  
0
Ваши потенциальные клиенты!!! http://prodawez.org.in/

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
ВКЛЮЧИТЬ ВЕРСИЮ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Министерство образования РФ

Федеральный портал

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

единая коллекция цифровых образовательных ресурсов



Библиотека МОУ лицей с.Хлевное

Всем, кто учится
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024Хостинг от uCoz