Методическая разработка тематического классного
часа
«Семья и семейные ценности»
Формы учебной работы: тематический классный
час для учащихся 4 класса
Тема классного часа: «Семья и семейные
ценности».
Цель: Определить понятие «семья»,
формировать понятие «счастливая семья».
Задачи: 1. Раскрыть понятия «семья»
и «счастливая семья», выявить ее особенности.
2. Развивать речь, внимание, мышление,
память. Создать комфортную ситуацию для
творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.
3. Воспитывать уважение к членам своей семьи,
людям старшего поколения,
эстетический вкус.
Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.
Оборудование: компьютер; презентация;
магнитофон с записью песни «Родительский
дом» (сл. М. Рябинина, муз. В.
Шаинского); эскиз дома, «кирпичики» - карточки для выполнения заданий; карточки
с заданиями; колокольчик; стихи о школе; пословицы; загадки; викторина «И в
шутку и всерьёз»; высказывания В. Сухомлинского о семье; памятки.
Ход занятия.
1.Организационный момент. Психологический настрой.
(2
слайд)
Каждый год звонок веселый
Собирает вместе нас.
Здравствуй, осень! Здравствуй, школа!
Здравствуй, наш любимый класс.
Пусть нам лета жаль немного -
Мы грустить не будем зря.
Здравствуй, к знаниям дорога!
Здравствуй, праздник сентября!
(В. Степанов)
- Сегодня мы снова собрались все вместе в
новом уютном классе. Я поздравляю вас с началом нового учебного года. Я рада видеть вас повзрослевшими уже в 4 классе.
-Сегодня, 1 сентября – в
День знаний, первый день нового учебного года, мы поговорим на очень
интересную и важную тему, и, я надеюсь, что вы будете активно работать, и у
всех вас до конца занятия сохранится прекрасное настроение.
2. Определение темы занятия. Целеполагание.
- По загадкам прошу отгадать тему Дня
Знаний. (3-4 слайд)
Кто на кухне с поварёшкой
У плиты всегда стоит,
Кто нам штопает одёжку,
Пылесосом кто гудит?
Кто на свете всех вкуснее
Пирожки всегда печёт,
Даже папы кто главнее
И кому в семье почёт?
(бабушка)
С кем же я ходил на пруд?
Там у нас рыбалка,
Только рыбы не клюют,
Что, конечно, жалко!
Дня четыре или пять
Не приносим рыбы…
Скажет бабушка опять:
«И на том спасибо»!
(дедушка)
Кто любовью согревает,
Всё на свете успевает,
Даже поиграть чуток?
Кто тебя всегда утешет,
И умоет, и причешет,
Кто заботится о вас,
Hе смыкая ночью глаз?
(мама)
Он всё может, всё умеет,
Всех храбрее и сильнее,
Штанга для него как вата,
Ну, конечно, это - …
(папа)
Это маленькое, пищащее, доставляющее много
хлопот существо, но его очень любят… (ребёнок).
- Кто догадался: о чём пойдёт
речь? Кто сможет сформулировать тему
нашего урока Знаний?
- (тема
урока Знаний «Семья»).
- Наш первый урок в этом учебном году – «Семья и семейные ценности». (5 слайд)
(на слайде появляются слова
В.А.Сухомлинского «Семья – это та среда, где человек должен учиться творить
добро»).
- Прочитайте слова великого педагога В.
Сухомлинского. (6 слайд)
- Как вы понимаете смысл данного
высказывания? (мнения детей)
- Нам с вами предстоит ответить на
вопросы: (7 слайд)
- Что такое семья?
- Какая семья называется счастливой?
- Что такое семейные ценности?
- А для начала мне бы хотелось узнать, как
вы провели лето: как отдохнули, где побывали и с кем?
(рассказы учащихся
о летнем отдыхе).
3. Работа по теме.
- По вашим рассказам каникулы вы провели
замечательно, отлично отдохнули, окрепли.
- Кто из вас был самым внимательным во время рассказов детей о своём отдыхе и сможет ответить на вопрос:
какие слова вы употребляли чаще других? (мама,
папа, бабушка, дедуш-ка, брат, сестра, тётя, дядя).
- А кто это? (Это члены семьи).
- Так что же такое семья? (дети высказывают мнения)
·
«Семья
– это дом, где тепло и уютно, где тебя любят ».
·
«Семья
– это родные друг другу люди».
·
«Семья – это близкие друг другу люди, которых объединяют общие
интересы».
- Из
толкового словаря С.И. Ожегова и Н.Ю.
Шведовой (8 слайд)
«Семья – группа живущих вместе близких
родственников».
Совершенно верно, люди, с которыми мы вместе
живём, отдыхаем, которые рядом и в праздники, и в трудные минуты – это члены семьи.
Они самые близкие, родные люди, самые надёжные друзья. В семье мы приобретаем
представление о жизни, о нравственности, о морали: «Что хорошо»? «Что
плохо»? «Что можно»? «Что нельзя»?, приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и
получаем их оценку; учимся сами
оценивать поступки других и свои собственные.
-А как вы считаете, а какая
должна быть семья? (в семье все друг друга понимают, любят, уважают;
заботяться друг о друге, помогают).
- Я хочу прочитать вам одну
легенду.
«
Как появилась дружная семья».
Давным –давно
жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали
они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу,
чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и
сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам
нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью».
Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья
была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:
- Ребята, каких качеств
надо придерживаться, чтобы семья была дружной, счастливой; на чём же должна строиться семья? (Понимание, Любовь,
Уважение, Доверие, Доброта, Забота, Помощь,
Дружба)
- Совершенно верно, семья
строится на доверии и любви, на взаимоуважении и взаимопонимании. Всё это – составляющие крепкого фундамента
для семьи – семейные ценности. Это общие
интересы всей семьи. Мы не рождаемся с ними, семейные ценности не передаются по
наследству, их нельзя купить, а можно их только приобрести и беречь всю жизнь,
беречь как зеницу ока. (9 слайд)
- Хорошо,
когда семья большая, однако, семья может быть и маленькая: например, мама и
сын, мама и дочь. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это
хорошая, настоящая семья.
- Я вам предлагаю заглянуть в гости в одну
семью.
«Какой
хороший вечер»
Какой хороший вечер!
Как хорошо быть вместе!
С газетой папа дремлет.
Готовит мама ужин.
Под крышкой пар в кастрюле
Насвистывает песню.
Глаза мои закрылись
Раскрыть бы их пошире.
Глядеть бы удивлённо.
Да открывать мне лень их.
Весь мир исчез.
Лишь мама
Посередине мира.
И я уже уснувший
У мамы на коленях.
- Хотелось ли вам жить в такой семье? Почему? (высказывания
детей).
- Выберите слова, которые «живут» в такой семье? (10 слайд)
(на слайде
слова: уют, спокойствие,
вражда, здоровье, болезнь, любовь, ненависть, чистота, добро, счастье,
ссора, дружба, согласие, грубость).
- Закончите пословицу о семье: (11 слайд)
Где любовь да совет, там и горя … (нет)
Где мир и лад, не нужен и … (клад)
Лучший клад, когда в семье … (лад)
В гостях хорошо, а дома … (лучше)
В своём доме и стены … (помогают)
В семье разлад, так и дому … (не рад)
Доброе братство лучше … (богатства)
Вся семья вместе, … (так и душа на месте)
- А как вы думаете, наш
класс можно назвать семьей? (мнения
детей).
- Вы верно считаете, что и
наш класс можно назвать семьей. Конечно, мы не родственники, но мы видимся
каждый день в школе и во дворе, вместе узнаем что-то новое, радуемся победам и
огорчаемся из-за неудач. Не зря учителей называют классными мамами. Хочется,
чтобы наш класс остался такой семьей до окончания школы и стал еще дружнее.
- В
современной песне поётся:
Родительский дом – начало начал,
Ты в жизни моей, надёжный причал.
Родительский дом! Пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет.
- Я думаю, что вы согласитесь со
справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда
поймут, поддержат, посочувствуют. Как же построить такой дом «счастья»? С чего
начать?
- Я предлагаю вам поиграть в «Строителей».
Для этого нужно распределиться на 4 бригады
(учащиеся распределяются).
- При строительстве дома необходимо соблюдать
ряд требований:
·
Начало
и конец работы по команде.
·
Согласие
и несогласие движением руки.
- Правила понятны?
(Учитель
распределяет между «бригадами» задания; «бригады» выбирают своего прораба).
Задание для 1
бригады:
на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые
можно связать со словом «Дом».
- «Дом» – это… .
Задание для 2
бригады:
написать слова, которые ассоциируются со словом «Семья». «Семья – это… .
Задание для 3
бригады:
записать на «кирпичиках» несколько этических понятий, которые вы можете предложить
для крепости семейных отношений.
Задание для 4
бригады: создайте
«Технику безопасности» в конфликтных
ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… .
(на подготовку 5 - 10 минут)
- Все бригады готовы, осталось только
построить дом. (12 слайд)
- Строительство
дома начинается с фундамента.
I бригада
«Прораб» зачитывает
ответы: Дом – это… (крепость, очаг, начало начал, кров, причал).
- Молодцы, фундамент дома готов. Начинаем
строительство стен дома.
II бригада
«Прораб» зачитывает ответы: Семья – это…
(мама, папа, я, бабушка, дедушка,
сестра, брат, тётя, дядя, другие родственники).
- Молодцы, строительство стен
в доме завершено. Осталось покрыть дом крышей.
- Что нужно для крепости семейных отношений? Об этом нам расскажет
«прораб» III бригады.
III бригада.
«Прораб» зачитывает ответы: понимание,
уважение, любовь, доверие, верность, терпимость, доброта, сочувствие.
- IV бригада расскажет нам
«Технику безопасности» в конфликтных
ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… .
Можно быть: быть внимательным, заботливым; помогать, ласковым, добрым, уверенным в
себе, любить свою семью.
Нельзя: огорчать; ругаться; предавать; грубить; повышать голос; быть агрессивным; выплёскивать на других свой гнев, обиду; бездельничать, когда взрослые трудятся.
- Наш
дом построен. Молодцы ребята! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый
из вас отдал частичку души.
- Много
серьёзных слов было сказано о семье. И в заключении я предлагаю вашему вниманию
викторину «И в шутку и в серьёз». (13-15 слайд)
1. Какое выражение стало символом большой
семьи:
а) Трое в лодке;
б) Четверо за компьютером;
в) Пятеро в ванной;
г) Семеро по
лавкам.
2. Есть буквенная семья, в которой, согласно
многочисленным стихам,
«33 родных сестрицы». Что это за семья? (алфавит)
3. Цветок – символ семьи (ромашка).
4. Какое растение олицетворяет собой
одновременно и родного, и приёмного родственника? (мать-и-мачеха)
5. О какой русской игрушке эта цитата: «Она
олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несёт в себе идею
единства»?
(о матрёшке)
6. Как звучит русская «фруктовая» пословица
о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? («Яблоко
от яблони недалеко падает»).
7. Какую погоду не в силах предсказать
синоптики? (в доме)
8. На Руси, когда вся семья собиралась за
новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой. Что символизировал
этот новогодний обычай? (это означало, что семья в наступающем году
будет крепкой и не должна разлучаться).
4. Итог урока
- Наш
классный час подходит к концу и мне бы хотелось узнать ваше мнение:
- Интересно вам было строить дом?
- Работать в строительной бригаде?
- Считаете ли вы полезной работу, которую мы
делали с вами?
- Что на свете всего дороже? (16 слайд) (Семья).
- А что значит семья? (Это – семь я).
- Без чего не может быть она? (Без
папы, мамы и меня).
- А чем же скреплена она? (Любовью,
заботой и теплом).
Ведь все мы
связаны семьёй. (17 слайд)
Пусть всё это только игра,
Но ею сказать мы хотели:
Великое чудо семья!
Нет в жизни важнее цели!
Храните её! Берегите!
Раздаются детям памятки.
- Свято храни честь своей семьи.
- Будь внимательным и чутким, всегда готовым
прийти на помощь членам своей семьи.
- Подари родителям радость.
- Умей найти и выполнить дело на пользу и
радость членам своей семьи.
|