Виды творческих работ на уроках
русского языка.
Всякая школа, прежде всего, должна показать человеку то,
что в нём есть самого драгоценного, заставив его познать
себя частицей бессмертного и живым органом мирового
духовного развития человечества.
К. Д. Ушинский
Творчество – это созидание, оно порождает новые духовные и материальные
ценности.
Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению,
шаблону, банальности, тупости, отсталости, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает
потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.
На уроках родного языка творчество детей возможно и при восприятии читаемых
художественных произведений, при их выразительном чтении, пересказе, особенно –
в драматизации; в различных видах сочинения, в языковых играх, в составлении словарей,
моделировании явлений языка и тому подобное.
В творчестве осуществляются самовыражение, самораскрытие личности ребёнка.
Родной язык всегда был и остается главным предметом в школе, ему принадлежит
решающая роль в духовной жизни ребенка. Об этом писал К. Д. Ушинский: «Язык народа
– лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной
жизни, начинающейся далеко за истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его
родина, в нём претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и
звук небо отчизны, её воздух… её поля, горы, долины… – вся история духовной жизни
народа. Язык есть самая живая, самая обильная и самая прочная связь, соединяющая
отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое».
Родной язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития, он обладает
богатыми возможностями творческого обогащения. Через язык ученик овладевает традициями
своего народа, его мировоззрением, этническими ценностями; через язык он приближается
к величайшим сокровищам – русской литературе и литературам других народов. Чтение
книг открывает ученику новый мир знаний.
Самая серьёзная и трудная задача учителя – научить детей думать, размышлять
обо всём, что происходит вокруг и уметь говорить об этом, делиться своими мыслями.
Именно эту задачу призваны выполнить такие учебные предметы, как русский язык и
литература. Эти школьные предметы должны научить ребят умению мыслить творчески.
Одна из важных задач обучения – развитие литературно-творческих задатков, речевого
творчества, потребности и умения владеть богатствами родной речи.
Для решения этой задачи существует множество методов и средств обучения.
Уже само чтение на уроках литературы предполагает сотворчество читающего. Важнейшую
же роль в развитии речи учащихся, а также их творческих способностей играют творческие
работы. Существуют самые разные виды творческих работ: сочинение, сочинение-миниатюра,
изложение, сочинение-описание по картине, сочинение-отзыв, рецензия и т. д.
Одним из основных видов творческих работ является сочинение. Эта работа
учит школьников мыслить, рассуждать. Именно в сочинении проявляются творческие способности
учащихся. Но для того, чтобы этот вид работы действительно заинтересовал детей,
нужно правильно сформулировать тему сочинения. Продумать её так, чтобы ученик, работая
над ней, мог выразить своё мнение, личное отношение к проблеме. Обычно охотно учащиеся
пишут сочинения на темы, которые предполагают возможность эмоционального отклика
на прочитанное или увиденное учеником поощряют личностные оценки литературных фактов,
жизненных ситуаций. Сочинение должно быть не только трафаретной проверкой знаний
учащихся. Ведь в
таких работах не остаётся места
для изложения своих переживаний, намерений, суждений, отсутствует элемент творчества.
Детское сочинение – это своеобразная форма самовыражения, самосознания
ребенка. Посредством сочинения дети поделятся впечатлениями, переживаниями с учителем,
классом. Ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нем нашли
отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений.
Сочинение, как и связная речь в целом, – это не только и не столько раздел
русского языка и литературы, сколько отражение и результат всего обучения, а значит,
и подготовка к нему начинается задолго до его написания – с первых дней обучения
в школе.
Тематика определяет содержание сочинения, поэтому всякая новая тема – это
новое содержание. Однако сегодня форма, а не содержание выступает системообразующим
фактором, определяющим назначение сочинения. В результате все богатейшие возможности
этого вида обучения ставятся в полную зависимость от правильности написания текста,
что исключает всякую возможность самостоятельного раздумывания над поставленной
темой. Ведь ясно, что в творческой работе трудно запланировать количество предложений.
Поэтому и даются ученикам узкие скучные темы, которые не затрагивают их ум и эмоции.
Это, в свою очередь, сказывается на общем развитии ребенка, на формировании его
мировоззрения.
Выделяются две основные группы тем: репродуктивная и творческая. Темы первой
группы предполагают раскрытие какого-либо отдельного факта, явления, связанного
с опытом детей или отдельным учебным предметом. Вторая группа – темы творческие,
написание которых требует от ребенка творческой переработки всего фонда полученных
знаний. Разрабатывая такие темы, ученик вынужден совершать предметный перенос знаний,
появляются эмоционально-оценочные суждения. Творческие темы формируют самое главное:
потребность в самовыражении, в сопереживании, формируют умение переносить и связывать
знания из разных областей, размышлять над известными фактами и явлениями. Тем самым
создаются условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей.
Для развития индивидуальных возможностей школьников очень важны такие темы,
которые предоставляют им полную свободу в выборе жанра и даже, в какой-то мере,
содержания своего сочинения. Например, "Пусть всегда будет солнце!”
Особое значение имеет формулировка тем, их эмоциональное представление.
Учитель должен стремиться вызвать у ребят интерес к работе. Этот аспект очень важен
для мотивации речевого творчества, ведь именно то, как отреагирует ученик на задание,
во многом определяет его выполнение. Формирование творческих тем должно отвечать
ожидаемому результату: многоаспектному охвату действительности, проявлению эмоционально-оценочного
суждения, т.е. затрагивать не только ум ребенка, но и его чувства.
На мой взгляд, яркую эмоциональную окраску носят сочинения-миниатюры. Этот
вид творческой работы в последнее время используется часто и на уроках русского
языка, и на уроках литературы. В пятых и шестых классах детям можно предложить самые
разные темы для написания сочинений-миниатюр, например такие: «Моя школа», «Урок
русского языка», «Наш класс», «Мой учитель», «Моя мама» и другие. Такие творческие
работы, занимающие не более десяти минут на уроке, очень нравятся школьникам, развивают
их речевые умения. Самое важное, что в таких сочинениях можно увидеть непосредственную
реакцию детей на то, о чём они пишут. Возможно, что авторы учебника, предусматривая
подобный вид творческой работы, не предполагали, какие судьбы, мысли раскроются
перед учителями, читающими торопливые детские строки. Сочинения-миниатюры важны
не только с точки зрения учебного процесса, но и играют важную роль в воспитании
детей.
Творческие работы способствуют литературному и общему развитию школьников,
нравственному воспитанию учащихся, формированию у них эстетического вкуса. На всех
ступенях обучения русскому языку с целью развития монологической речи учащихся можно
использовать
пейзажный жанр живописи. Как показывает
опыт, школьники с интересом пишут сочинения-описания по картинам. В пятых - шестых
классах целесообразно использовать пейзажи с ясной предметностью содержания, с чётко
выраженным рисунком, близкие жизненному опыту учащихся окружающей их среде, простые
по композиции. Пейзажи должны быть доступны ученикам, связаны с определённой лексико-грамматической
темой, вызывать у обучаемых потребность в речевой деятельности, помогать воспитанию
их нравственных и эстетических качеств. Этим требованиям отвечают следующие пейзажи:
«Пейзаж с дубами» А. Саврасова, «Утро в сосновом бору», «Рожь» И. Шишкина, «Зимний
вечер» Н. Крымова, «Мартовское солнце», «Конец зимы. Полдень» К. Юона и т. п. Сочинение-описание
по картине не только развивает творческие способности детей, но и приобщает школьников
к искусству, развивает эстетический вкус, знакомит их с творчеством выдающихся художников.
Как раз на таких уроках можно использовать мультимедийные технологии. Можно показать
детям портрет художника, коротко рассказать о его жизни и творчестве, познакомить
с лучшими произведениями. Это гораздо эффективнее, чем работа с репродукцией в учебнике,
так как дети могут проследить за этапами творчества художника, лучше понять тему,
идею картины. Всё это вызывает у них живой интерес, заставляет работать воображение.
Другим видом творческих работ является изложение, а также изложение с элементами
сочинения. Этот вид работы развивает память детей, умение пересказывать текст. А
изложение с элементами сочинения учит школьников не только письменному изложению
прочитанного, но и умению выражать свои мысли по конкретной теме.
Процесс организации речевого творчества детей включает следующие взаимозависимые
этапы:
этап косвенной подготовки;
этап непосредственной работы над
сочинением (выбор темы, представление ее детям, организация самостоятельной работы);
этап работы над сочинением после его написания (устное обсуждение, использование
на уроках по различным учебным предметам).
Творческие сочинения:
формируют личность ребенка в целом
(творческое мышление, эмоциональное восприятие);
обогащают содержание литературного
образования, выступая средством обучения различным учебным предметам, привлекая
внешкольный опыт детей;
могут являться оценкой результативности
обучения по всем направлениям (образование, развитие, воспитание);
реализуют преемственность между начальником и средним звеном, между средним
и старшим в организации обучения развитию речи.
«Сочинение – одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли
ученика, росту его сознательного отношения к жизни», – писала М. А. Рыбникова. Написать
хорошее сочинение нелегко. Почти все дети нуждаются в доброжелательной помощи, консультации
учителя с учётом индивидуальности школьника.
На уроках литературы используются различные виды творческих работ. Например,
в пятом классе при изучении фольклора дети с удовольствием сочиняют загадки, детские
песенки, небылицы, сказки. Многовековая фольклорная, а вслед за ней и литературная
традиция создали специальный жанр, адресованный детскому воображению, — сказку.
Дети любят сочинять сказки по типу сказок Киплинга, Андерсена. При оформлении таких
работ формируется художественный вкус, развиваются творческие способности. Сочиняя
сказку, учащиеся развивают в себе такой неотъемлемый компонент интеллекта, как воображение.
Эту возможность можно дать детям и в старших классах. На уроке русского языка, например,
иногда прошу сочинить сказку с
грамматическим заданием. При этом
нужно соблюсти определенные условия: написать по заданной теме (например, «Ночь
перед Рождеством» или «Путешествие по стране Стилистике»), использовать как можно
больше повторяемых на данный момент орфограмм и пунктограмм. Лучшие работы используются
затем в качестве дидактического материала на уроках, как для коллективной, так и
индивидуальной работы учащихся не только в том классе, где учится автор, но и в
параллельном, что является своего рода стимулом для дальнейшей творческой работы
для всех. А на уроке литературы в старших классах, развивая творческое воображение,
например, при знакомстве с легендой А.И. Куприна «Суламифь», ребята в качестве домашнего
задания (по выбору) получают такие: написать свою легенду до любой библейской истории
или мифу о языческих богах; сочинить «Песнь о любви Суламифь и Соломона»; нарисовать,
какими представляются им Соломон и Суламифь; написать письмо в Прошлое о том, возможна
ли такая любовь, какая была у царя и простой девушки из виноградника, сегодня.
Умению собирать материалы для сочинения, вести дневники, записные книжки,
наблюдать жизнь, вдумываться в смысл происходящего, находить подтверждение своим
мыслям и мечтам в поступках реальных людей, а также умению интересно рассказывать
– этому должны мы научить ребят в школе. Решающим условием развития литературно-творческих
способностей школьников является повседневная работа учителя с учётом интересов,
способностей и подготовленности учеников. Развивая воображение, образное мышление
ребят учитель формирует творческую личность. Только при таких условиях сочинения
не превращаются в тяжкую повинность для учеников, а служат их самопознанию, самовыражению,
духовному и нравственному развитию. Воспитывать творчеством призваны уроки русского
языка и литературы. Кто, как не учитель литературы, может и должен привить детям
вкус, и художественный, и литературный; научить их замечать красоту во всём, что
нас окружает.
Воспитание человека, гражданина – задача сложная, многогранная, всегда
актуальная. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная
гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя – развивать творческие силы
в маленьком человеке. Но для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение
уверенности в том, что творческие проявления будут замечены, приняты и правильно
оценены. Надо и самих ребят учить любить то, что они делают на уроках, относиться
к этому уважительно и с достоинством.
Да, получается, может быть, только у одаренных детей, но подобная работа
стимулирует потребность в творческом самопроявлении у всех учащихся.
При оценивании творческих работ необходимо терпение («быстрых» результатов
практически не бывает), доброжелательность, деликатность, равноправие (недопустимо
делить детей на талантливых и «остальных»). Детей без воображения не бывает.
«Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто
на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома,
который, быть может, жил в тебе когда-то», - эти пронизанные болью слова Антуана
де Сент-Экзюпери как будто обращены к каждому учителю. Все, что нужно для того,
чтобы учащиеся смогли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны
взрослых.
Литература:
1. Александрова Л.А. Развитие личности школьника в условиях новой образовательной
среды. // Образование в современной школе.- 2005.- № 5. – С.53-56.
2. Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся.
// Русский язык в школе. – 2001. - № 6. – С. 21-25.
3. Винокурова Н.К. Управление процессом развития творческих способностей
школьников. // Завуч. – 1998. - № 4. – С. 18-37.
4. Красновский Л.З. Подготовка к сочинениям на основе театральных впечатлений.
// Русский язык в школе. – 2004. - № 4. – С. 28-32.
5. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различии. – М.:
Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-
448 с.
6. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность:
Сб. науч. Тр. / Свердл. инж. – пед. ин – т. – Свердловск, 1990. – 160 с.
|