Старшая школа
является особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной
стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по
формированию социально адаптированной личности, а с другой стороны, происходит
социальное, профессиональное и гражданское самоопределение обучающихся.
Сегодня формируются новые принципы
организации образовательного процесса в старшей школе, которые заключаются,
прежде всего, в предоставлении учащимся возможности спроектировать свое будущее
на основе осознанного выбора профиля обучения в рамках индивидуального учебного
плана (ИУП), в соответствии с прогнозируемым выбором уровня продолжения
образования, видением будущей профессии. Пункт
4 статьи 50 главы V Зкона об образовании РФ гласит, что: «4.Обучающиеся всех образовательных учреждений
имеют право на получение образования в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами, федеральными государственными
требованиями и устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего
Закона образовательными стандартами и требованиями, на обучение в пределах этих
стандартов по индивидуальным учебным планам.., »
В 2012-2013 учебном году в МБОУ лицее с.Хлевное начато обучение по индивидуальным учебным планам
в 10 многопрофильном классе.
Каждый ученик,
поступивший в 10 класс, самостоятельно определил интересующий его набор учебных
предметов из числа предлагаемых лицеем, в том числе и их нетрадиционные
сочетания.
Алгоритм разработки ИУП – это определенная
последовательность выбора предметов для изучения на профильном уровне. Начало
положено в 9 классе. Уже в начале года обучающимся и их родителям были даны
разъяснения про индивидуальные учебные планы. Было проведено несколько занятий
- тренировок по разработке учебного плана. Параллельно проводились
предпрофильные элективные курсы профориентационной направленности. В конце 9
класса обучающиеся определились в двух основных вопросах: продолжить ли
обучение в 10 классе и если, то по какому учебному плану. Вместе с родителями
будущие 10 –классники заполнили анкету- выбор, по которой и был составлен
учебный план нового 10 класса. Как и ожидалось, все выбрали русский язык и
математику на профильном уровне, так как
это обязательные предметы для
сдачи ЕГЭ. Также все 28 обучающихся пожелали изучать предметы, дающие право
сдавать экзамен на водительские права категории «В». В остальных предметах
десятиклассники распределились на три группы, примерно одинаковые по составу.
Предметы социально – экономического профиля: история, обществознание,
экономика, право, выбрали для изучения на профильном уровне те ученики, которые
планируют поступать на юридические и экономические специальности. Физико-математический
профиль выбрали будущие инженеры,
программисты, математики. Те, кто планирует связать свое будущее с биологией,
медициной, технологическими специальностями, выбрали профильный уровень для
биологии и химии. Таким образом, все десятиклассники изучают полный набор
предметов федерального компонента учебного плана, только одни предметы - на
базовом уровне, а другие - на
профильном.
Вроде бы
преимущества такой организации учебного процесса очевидны. Легко в этом
убедиться, посетив любой урок в 10 классе. Идеальная дисциплина, полная
заинтересованность каждого ученика в изучаемом предмете, максимальное
количество часов отведено именно на профиль, другие предметы даются менее
глубоко – на базовом уровне. И ученики и родители отмечают, что практически
отпадает потребность в репетиторах, так как учителя на уроках дают максимум
знаний, для этого в лицее созданы все условия. По данным сентябрьского опроса,
100% родителей удовлетворены индивидуальным учебным планом своего ребенка и
ничего не хотели бы менять.
Но данная система
таит в себе и минусы, и определенные риски. Первый минус выясняется в беседах с
девятиклассниками, когда они говорят: «А еще не знаю, кем я хочу быть, я не
решил». На это можно и нужно возразить, что к ЕГЭ нужно планомерно готовиться
два года, поэтому определяться с профессией и выбирать предметы нужно заранее,
а не за два месяца до экзамена. Тем более, что выбирать профессию не требуется,
надо выбрать направление – профиль. Еще один минус в том, что ученик может
внезапно поменять свои планы в отношении будущей профессии, например, в
середине 10 класса или уже в 11. Тогда окажется, что он профильно изучал не те
предметы, которые потребуется сдавать на ЕГЭ.
Однако на базовом уровне, необходимом для преодоления порога экзамена,
все предметы изучаются. Поэтому он должен будет самостоятельно готовиться к
экзаменам на продвинутом уровне, а базовый уровень у него в любом случае будет.
В
заключение хотелось бы отметить, что осуществление профильного обучения крайне
затруднено в условиях классно-урочной системы, отличительной особенностью
которой является ориентация на "среднего” ученика. При такой организации
учебного процесса трудно учитывать проблему глубоких индивидуальных различий
учащихся. И только введение индивидуальных учебных планов решит эту проблему.
Заместитель директора лицея по УВР Полякова
Н.В.
|