Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Суббота, 20.04.2024, 08:21
МОУ Лицей с.Хлевное
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
ВКЛЮЧИТЬ ВЕРСИЮ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Наш опрос
Оцените качество образования и воспитания в лицее
Всего ответов: 80
Главная » 2012 » Август » 28 » Проектирование образовательного пространства для профессионального развития и самообразования учителей школы и администрации
Проектирование образовательного пространства для профессионального развития и самообразования учителей школы и администрации
14:21

 С.А.Пожидаев .                                     «Учитель учит – пока он учится сам!»



Проектирование  образовательного  пространства  для профессионального  развития  и  самообразования  учителей  школы  и администрации.

В законодательных документах в области образования: Законе РФ

 «Об образовании»,  «Национальной доктрине  образования в Российской Федерации до 2025 года», «Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг.» школа обозначается важным фактором гуманизации общественно-экономических отношений, а также формирования новых жизненных установок личности руководителя, учителей, обучаемых.   Сущность образовательного пространства школы, заключается  в том, что оно представляет собой динамическую, многоуровневую, социально-педагогическую систему.

Общество предъявляет, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования.    Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.

 В  нашем  лицее  каждый  учитель  участвует  в  проектировании  образовательного пространства, эффективность  формирования  которого    выражается: в  положительном  отношении     к   инновационным  процессам;  благоприятном   микроклимате;  в  продуктивности  образовательного процесса;  в  открытости   и безопасности.

 Можно  возразить, зачем и без того загруженному учителю, лишняя головная боль? Соединение  личностных  знаний  и   умений  с  профессиональными навыками – есть  способ определения  компетентности  педагога.  Проектируя  образовательное  пространство  лицея,  мы  искали  формы,  методы   взаимодействия,   которые  ставили  бы  учителя  перед  необходимостью  повышения  теоретических и практических знаний, умений и навыков.  Такая цель  вывела  нас на организацию самообразовательной деятельности педагогов  лицея .

 На  учебный   год   составляется  план     работы,  в который входят:

1.     Выбор и обсуждение тем самообразования учителей на  кафедре,

определение целей и задач (август).

2.     Разработка индивидуального плана самообразовательной работы, подбор видов деятельности в рамках работы на методической темой (август ,  сентябрь).

3.     Отчеты учителей по самообразованию (учительская конференция - март).

4.     Проведение методических недель (ноябрь- май).

      5.Результаты самообразования и их трансляция на   лицейском, районном, региональном уровне  ( в течение года).

5.     Формирование  портфолио   учителя  (май).

Из бесед с учителями  выясняются  следующие побудительные мотивы к самообразованию:  

 Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу,  мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации
Желание творчества. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики.

Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют  их  мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека».
Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в лицей, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. 

• Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим  учителем быть обидно.
Материальное стимулирование. Категория учителя, премии, надбавки  – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
Интерес. Учиться просто интересно.   Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться . Вправе ли он тогда преподавать?

 Основные  направления,  по   которым   учителя   лицея     занимаются   самообразованием;
• Профессиональное (предмет преподавания); 

• психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);

 • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы); 

 • эстетическое (гуманитарное );
 • информационно – компьютерные;

• охрана здоровья школьников ;

 Формы самообразования учителя.

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель.   Самообразование для педагога – процесс творческий и не может быть жестко регламентирован. В личной беседе (консультации) с заместителем директора по методической работе  определяется, какая тема вызывает интерес у педагога или в чем он испытывает определенные трудности.  Групповая форма в виде деятельности предметной кафедры, семинаров,  курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.    Каждая  деятельность  бессмысленна, если в результате ее не создается новый продукт или нет других достижений. Поэтому в личном плане педагога обязательно  присутствует  список результатов, достигнутых за определенный срок.    Результатами   самообразовательной  работы    в этом учебном году стали: 

1. Разработанные  исследования  Дуванова  Г.В.,   Кремнева Л.С.,  Кудаева О.А.,  Воронина Н.И.,

2. Доклады   и  выступления  Боева Т.С, Плотникова Н.И., Бочарова С.А., Пожидаева В.Н., Щербатых Н.И., Клюева В.П., Алпатова Т.С., Травка И.В., Булавина И.Н., Ушакова И.В., Асламова  Л.Н., Родионова Е.И.Булавина  Н.Л., Коротких С.И., ,Журавлева Е.А., Душнева В.И.,

  3.  Обобщение  опыта  по исследуемой проблеме -  Водопьянова  Г.Г., Анисимова Т.А., Дегтярева Н.Н.,  Барабанщиков В.Т.,   Гудков И.И., Родионова О.В., Коротких С.В., Распопов С.В., Пожидаева Н.И., Григорова Н.В.,  Камынина Т.И.,  Полякова Н.В.,  Коротких Е.И

В  марте  месяце  на  весенних  каникулах  прошла  учительская  конференция на тему:   «Методология использования современных образовательных технологий в образовательном процессе»,  на   которой   учителя  представляли  свой  опыт работы по самообразованию. Такая конференция в лицее проводится   второй год  и отрадно было видеть активное участие в ней учителей  наших филиалов. По итогам  конференции  был  издан  сборник  работ , отдельные работы   размещены на сайте  в методической страничке.  Учителя   Полякова Н.В., Алпатова Т.С., Родионов Ю.Н., Распопов С.В. и другие имеют свои сайты в сети интернет, где делятся опытом работы.  Четыре   педагога лицея: учитель иностранных языков Коротких С.В.,  учителя  географии Дегтярева Н.Н.  и   Щербатых Н.И., учитель технологии Распопов С.В. стали  лауреатами  всероссийской  педагогической  олимпиады.

4.   Разработка и проведение открытых уроков :  открытые уроки  проводятся во время предметных недель и  месячников.  Кроме того,  в   ноябре  был проведен  «Фестиваль открытых уроков», в котором  приняли  активное  участие учителя математики, физики, информатики -  Полякова Н.В., Коротких С.А., Коротких В.Н., Родионов Ю.Н, Григорова Н.В.,  географии – Щербатых Н.И., Дегтярева Н.Н.,  учителя истории - Пожидаева В.Н. и Плотникова Н.И., учителя  биологии - Боева Т.С., Дмитриев С.Е.Ю,  учителя иностранного языка Коротких С.В., Бочарова С.А., Алпатова Т.С., Мерзликина И.В., учитель  русского языка и литературы Родионова О.В. и другие.

 Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике и продолжает оставаться наиболее трудно реализуемой задачей. Педагоги до сих пор не понимают, зачем они учатся.   Причины,  которые чаще всего называют учителя – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это  всего лишь  проявление инертности мышления . Научить   творчеству  нельзя.     Саморазвитие – признак  профессионала  высокого  класса.  Хорошего   результата  можно  достичь  тогда,   когда  каждый  педагог нацелен на результат, имеет  мотивацию  и  соответствующий  ему  уровень квалификации.  В  прошедшем учебном  году  повысили свою квалификационную  категорию – 5 человек, подтвердили  - 8  человек,  1  человек  аттестовался  впервые. Среди  современных форм самообразования можно назвать  дистанционные  курсы повышения квалификации.   Мы  полагаем, что это направление поможет удовлетворить потребности педагогов в самообразовании. 

Рост педагогического мастерства  осуществлялся и через участие педагогического коллектива в  профессиональном  конкурсе «Учитель  года 2012 ».   Учитель  английского  языка  Ушакова Г.А.   стала  победителем  районного конкурса «Учитель года»,  участницей областного конкурса. 

     Отсюда  вытекают  задачи  кадровой  стратегии,  стоящих  перед администрацией:

- создание условий для постоянной возможности самообразования; 
- формирование  квалифицированного "запаса" кадров; 
- разработка и применение различных форм стимулирования педагогов; 
   Основанием для  деятельности  директора    становится  современный  подход  к  системе  повышения  квалификации  педагогов. Поэтому он  не только разрабатывает, осуществляет и контролирует совокупность средств, помогающих реализовать кадровую политику учреждения, но и несет ответственность за выполнение педагогами поставленных перед ними задач.   Таким образом, процесс обучения и самообразования педагога становится принципиально творческим и приобретает непрерывность.   Это начало формирования профессионального портфолио, которое    позволяет  учитывать  результаты, достигнутые  педагогом  в  разнообразных  видах  деятельности:  деловой (профессиональной), социальной, коммуникативной .

      Сегодня школа не может развиваться никаким иным способом, кроме как создавая и осваивая новую практику образования, обеспечивая "…компетентностный  подход .   Поэтому необходимы новые подходы к организации методической работы с кадрами.      В настоящее время растут полномочия директоров школ и лицеев  Лучшие лидеры сочетают деятельность директора-менеджера и руководителя, персонально отвечающего за качество образования, за успех своей школы.  Для такой комплексной деятельности директору школы необходимо формировать и развивать целый комплекс управленческих компетенций. В этом существенно помогли курсы повышения квалификации, которые прошли все директора школ района.  Динамичность общественного и профессионального развития и изменений в сфере образования предполагает, что профессиональная деятельность директора    нуждается  в  непрерывном образовании, постоянном  повышении  профессиональной компетентности.  Современную школу создает  учитель творческого типа, способный к реализации своих потенциальных возможностей, приоритетом которого является внутренняя, содержательная мотивация. Самообразование, и как следствие, профессиональный рост педагога  становятся основой для эффективного педагогического труда  .

Просмотров: 2834 | Добавил: liceum-hlevnoe | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Календарь новостей
«  Август 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск
Друзья сайта
ВКЛЮЧИТЬ ВЕРСИЮ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Министерство образования РФ

Федеральный портал

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

единая коллекция цифровых образовательных ресурсов



Библиотека МОУ лицей с.Хлевное

Всем, кто учится
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024Хостинг от uCoz