Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Пятница, 07.08.2020, 22:10
МОУ Лицей с.Хлевное
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
ВКЛЮЧИТЬ ВЕРСИЮ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Наш опрос
Оцените качество образования и воспитания в лицее
Всего ответов: 78
Главная » 2011 » Март » 26 » Разработка основной образовательной программы начального общего образования.
Разработка основной образовательной программы начального общего образования.
21:15

 

Резюме. В статье описывается опыт разработки основной образовательной программы начального общего образования в лицее с.Хлевное согласно стандартам второго поколения.

Пожидаев Сергей Александрович, директор, муниципальное общеобразовательное учреждение лицей с.Хлевное Хлевенского района Липецкой области.


 

Разработка основной образовательной программы начального общего образования.

Дети должны жить в мире красоты, игры,    сказки,  музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В.А.Сухомлинский.

 

Когда перед нами встала задача включиться в эксперимент по введению ФГОС, первое, что мы сделали – изучили нормативные документы и литературу разработчиков ФГОС, и, конечно, сам новый стандарт. Эти источники содержат исчерпывающую информацию об исходных положениях новых стандартов.

Рабочая группа, состоящая из педагогов лицея, занималась составлением основной образовательной программы для начального звена МОУ лицея с.Хлевное. За основу была взята примерная основная образовательная программа начального общего образования и программа для 1 класса «Начальная школа ХХ1 века» под ред. проф. Виноградовой Н.Ф. В нее  внесли  особенности обучения в нашем лицее, учитывали также особенности образовательных потребностей и запросов социума Хлевенского муниципального района, ориентировались на условия, созданные в нашем лицее, его традиции и опыт.

К разработке основной образовательной программы можно и нужно привлекать органы самоуправления - совет образовательного учреждения, попечительский совет, управляющий совет и др.). В частности, мы проводили консультации с Попечительским советом  и с родительским комитетом лицея.

После разработки этот документ рассмотрели на педагогическом совете, утвердили приказом по лицею.

В чем назначение основной образовательной программы?

Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно - нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Обязательны  следующие разделы программы:

• пояснительная записка;

• планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

• учебный план образовательного учреждения;

• программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

• программы отдельных учебных предметов, курсов;

• программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

• программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

• программа коррекционной работы (в соответствующих ОУ);

• система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Рассмотрим отдельные выдержки из программы лицея.

Например, какие особенности нашего учреждения учитывались при написании программы.

Лицей — особый тип образовательного учреждения, который предоставляет учащимся оптимальные возможности для получения широкого образования, реализации индивидуальных творческих запросов, самостоятельного выбора предметов для их углубленного изучения, способствует овладению навыками научной работы, осуществляет общеобразовательную до профессиональную подготовку в высшие учебные заведения.

Учебный план лицея  направлен на достижение следующих целей:

·                   формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения минимума содержания образовательных программ, их адаптации к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;

·                   создание благоприятных условий для интеллектуально-нравственного развития учащихся лицея путем удовлетворения потребностей обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования на основе концепции личностно ориентированного обучения, инновационного построения образовательного процесса;

·                   обеспечение широкой образовательной подготовки учащихся, подготовки их к получению высшего образования, к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности, выявление способных и одаренных детей, создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребенка;

·                   построение системы основного и дополнительного образования на основе принципов здоровьесбережения, формирование представлений о здоровом образе жизни как о принципиальном элементе интеллектуально-нравственной культуры учащихся лицея.

Основная функция лицея – обеспечение базового общего среднего образования, развитие ребенка в процессе обучения и реализация идей профильного обучения, а также выполнение программы развития лицея, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основная целевая направленность учебного плана лицея состоит в обеспечении получения основного общего и среднего (полного) общего образования, достаточного для продолжения обучения на следующих ступенях образования, обеспечении достижения всеми учащимися требований российских образовательных стандартов по образовательным областям базисного плана, создании обучающимся с высокой готовностью к обучению условий для получения профильного образования.

Статус лицея предполагает реализацию следующих образовательных программ по ступеням обучения: Базовая программа начального общего образования, 1-4 классы; Базовая программа основного общего образования, 5-9 классы; Базовая программа среднего (полного) общего образования, 10-11 классы; образовательные программы изучения отдельных предметов на углубленном и профильном уровнях со 2 по 11 классы. Это углубленное изучение английского языка со 2 класса, расширенное изучение отдельных предметов в рамах профилей: гуманитарный, математический, физико-математический, социально-гуманитарный, социально-экономический, программа начального профессионального образования «Водитель категории В».

В начальной школе МОУ лицея с.Хлевное 14 классов. Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в первом классе —33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

Базовая составляющая учебного плана в лицее полностью выполняется. Часы регионального и школьного компонента используются на литературное чтение – в 3 классе, на математику – 2-4 классы,  на иностранный язык для углубленного изучения в 3, 4 классах, на информатику – во 2-м классе, на  литературное краеведение в  4 классе.

Во внеурочной деятельности важно осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. Программы внеурочной деятельности структурированы в соответствии с направлениями: научно-познавательное, военно-патриотическое, спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое.

Внеурочная деятельность в экспериментальном классе организована в соответствии с учебным планом : 10 часов в неделю. Время проведения кружков включено в расписание группы продленного дня и совпадает с шестым уроком лицея. В соответствии с расписанием ГПД, на пятом уроке первоклассники гуляют и обедают. Затем класс  делится на две группы по 12 и 13 учащихся, и воспитатель провожает их на кружковые занятия, по окончании которых приводит обратно в группу. Большинство детей остаются в группе до конца учебного дня.

Какие же занятия посещают первоклассники?

·        Вокально - хоровой . Это не уроки пения, а интересные занятия, которые детям очень нравятся.

·        Штриховка и развитие речи. Специализированный курс рисования и развития речи. Свои занятия учитель строит так, что детям не хочется уходить с них, просят продолжить.

·        Компьютерная азбука  под руководством учителя информатики. Педагог нашел ключик к каждому  малышу и заразил компьютером так, что дети с большим желанием ходят на кружок.

·        Хореография, руководитель – выпускница нашего лицея, учитель иностранного языка, профессионально занимается бальными танцами. По отзывам родителей и самих  детей,  танцевать нравится всем, особенно выступать на сцене.

·        Английский язык , занятия которого проводятся в лингафонном кабинете,   для малышей – одно удовольствие.

·         Мои права – педагог  проводит свои занятия с презентациями, в доступной форме рассказывает детям о правах ребенка.

У всех руководителей кружков разработаны программы на весь учебный год. Результаты анкетирования родителей  показывают  положительное отношение  к введению 10 часов в неделю  внеурочной деятельности  в 1 классе, а также необходимость в работе группы продленного дня.

Рабочая группа нашего лицея по введению ФГОС с 1 сентября 2011 года разработала необходимые документы и составила проект учебного плана на новый учебный год с учетом выделения 10 часов внеклассной работы для трех новых первых классов. Здесь мы столкнулись с несколькими проблемами. 1. Кадровая: педагоги музыки, хореографии - загружены, их времени не хватает для обеспечения данными занятиями. 2. Помещения музыкального, хореографического, спортивного залов также загружены всю неделю, сложно вставить работу новых кружков и секций. 3. Оплата труда педагогов – по существующим расценкам час оплаты в системе дополнительного образования стоит очень мало -250 руб, а трудоемкость таких занятий, да особенно с учащимися первых классов очень большая.

Но и пути преодоления этих проблем мы наметили. Для решения кадрового вопроса будем привлекать преподавателей школы искусств и работников Центра культуры, Центра дополнительного образования, бассейна. В с этими учреждениями попробуем решить вопрос с помещениями, хорошо, что они - наши ближайшие соседи по территории.

В заключение хотелось бы отметить, что мир детства – таинственная и чудесная  планета, жители которой  много знают, многое понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в  своей деятельности, в играх. Если мы создадим условия, при которых ребенок ежедневно погружается в различные виды деятельности, нацеленные на раскрытие  его способностей, задатков, на творческое самовыражение, то тем самым достигнем тех целей, которые ставит перед нами новый стандарт начального общего образования.



 

Просмотров: 1798 | Добавил: liceum-hlevnoe | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Календарь новостей
«  Март 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Поиск
Друзья сайта
ВКЛЮЧИТЬ ВЕРСИЮ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Министерство образования РФ

Федеральный портал

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

единая коллекция цифровых образовательных ресурсов



Библиотека МОУ лицей с.Хлевное

Всем, кто учится
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2020Хостинг от uCoz